Более сложной задачей, нежели выбор определенной точки зрения для системного подхода, является разграничение его и целого ряда других понятий, рассматриваемых или как тождественные, или как близкие. Важнейшими из подобных понятий являются:
- комплексный подход
- целостный подход;
- теория организаций;
- системный анализ.
Считаем необходимым их последовательное рассмотрение:
1. Комплексный подход. Это понятие чрезвычайно распространено во многих областях научного знания. Соотношение между ним и системным подходом сейчас представляется достаточно запутанным (примерно так же, как в биологии неясно отличие биогеоценоза и экосистемы). Однако существуют три основные точки зрения на связь комплексного и системного подхода:
- комплексный и системный подход – синонимы (Л.В. Логвинова, И.Я. Писаренко);
- системный подход относится к сфере представления, а комплексный – к сфере организации как процесса (П.Р. Атутов, М.Н. Скаткин, Я.С. Турбовский, И.А. Липский, И.П. Подласый), при этом с помощью системного подхода возможно изучение определенного объекта, а с помощью комплексного – его преобразование;
- системный подход является подходом к объекту воздействия, а комплексный – подходом к субъекту (Г. Н. Филонов).
Такое разнообразие мнений дало нам основание не выделять комплексный подход в качестве особого методологического направления и широко использовать труды по нему, не употребляя при этом самого термина.
2. Целостный подход. В разграничении данного понятия с понятием «системный подход» можно выделить две основные точки зрения:
- системный и целостный подход – синонимы (Л. Берталанфи, В. С. Ильин);
- системный подход является более узким понятием, не затрагивающим консервативные системы, то есть такие, в которых отсутствует развитие (В. Г. Афанасьев).
3. Теория организаций. Ключевым словом является понятие организации, подобно тому, как в системном подходе в роли такого понятия выступает система. Поэтому разграничение понятий «системный подход» и «теория организаций» эквивалентно подобной операции для системы и организации. Разные специалисты по-разному подходили к данной проблеме, и можно выделить несколько точек зрения, как это было сделано ранее (см. пункт 1):
- организация является частным случаем системы, ее главным признаком служит иерархичность, то есть неравноправность элементов, входящих в организацию (А. И. Пригожин), или открытость (З. П. Румянцева). Существуют системы, не являющиеся организациями, в качестве одного из примеров можно привести язык;
- организация является частным случаем системы, ее главный признак - преобладание вертикальных связей (А. А. Малиновский);
- организация отличается от системы искусственным возникновением, если понимается как объект, а не как процесс или воздействие (С. В. Рогожин). Организация есть целенаправленная система, имеющая следующие признаки: обоснованность (подчинение определенным закономерностям), целенаправленность и моделируемость.
Последнее перечисление соотносится с динамической точкой зрения, рассмотренной нами выше. Поэтому можно сказать, что теория организаций и системный подход неразрывно связаны. Это признавал и сам С. В. Рогожин, когда писал: «К социальной организации полностью применим системный подход». Представления А. И. Пригожина и А. А. Малиновского об организации дают еще больше оснований для такого утверждения.
4. Системный анализ. Представление о различиях системного подхода и системного анализа трудно считать устоявшимся, подобно аналогичному представлению о системном подходе и подходе комплексном. Основные точки зрения на данную проблему таковы:
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.