- атрибутивный концепт (заранее фиксированное свойство системы);
- реляционная структура (некоторые отношения, реализуемые между частями системы);
- субстрат системы (природа ее составных частей).
Таким образом, выделение систем не является абсолютным, и любой объект может быть рассмотрен и как система, и как не система, в зависимости от того, определил ли исследователь для данного объекта три сопутствующих понятия, упомянутых выше. Данную процедуру можно выполнить и в отношении составляющих системы. В таком случае происходит рассмотрение этих объектов как систем низшего порядка или «подсистем», и можно говорить о субсистемном уровне исследования объекта, который определялся в качестве системы на ином, системном уровне. Если анализировать систему образования, то можно указать два признака выделения подсистем: иерархическое место, которое подсистема занимает в системе, и функция, осуществляемая подсистемой. Первый принцип был разработан Л. В. Кузнецовой, и согласно ему подсистемами (или «слоями» - в терминологии автора) являются подсистема образовательного учреждения, подсистема класса, подсистема обеспечения индивидуальной траектории развития ребенка.
Второй принцип, обоснованный, в частности, Т. И. Боровковой, предполагает выделение следующих подсистем: теоретико-методологической, педагогической, экономической, организационной, технологической.
Данные подсистемы, подобно любым частям системы, существуют не изолированно, что подчеркивается в приведенном выше определении. Их взаимодействие приводит к появлению у системы ряда признаков, которые обычно имеют в виду, когда говорят о системном подходе. Так, А. И. Пригожин выделил четыре признака: многомерность (наличие различных элементов), подвижность (функционирование), иерархичность, изменчивость во времени.
Элемент. Поскольку в определении О. В. Чукаева присутствует это понятие (его же упоминают О. Ланге и А. И. Пригожин), необходимо вслед за термином «система» коснуться данного термина. Рассматривая его, А. А. Богданов высказал мнение об отсутствии в данном случае четких критериев разграничения: «Само понятие элементов для организационной науки всецело относительное и условное: это просто те части, на которые сообразно задаче исследования понадобилось разложить его объект; они могут быть как угодно велики или малы». Все же, когда мы упоминаем о системе, нас интересуют лишь входящие в нее элементы, и здесь критерием выбора является наличие у элемента определенных свойств, использующихся в самой системе или полезных в ее дальнейшем развитии. Сами свойства элемента могут использоваться для вхождения его в систему (О.В. Козлова). Данное условие подразумевает обязательное взаимодействие каждого элемента с другими, которое может быть виртуальным либо реальным. Таким образом, выражение «действующий элемент» не является тавтологией или указанием на то, что есть какие-то другие элементы, недействующие - оно лишь подчеркивает, что элемент необходимо действует. Подсистемой является такая часть системы, в которой можно вычленить отдельные элементы, в то же время любая подсистема является элементом по отношению к системе, в которую она входит. Для организационной, а значит, и социальной системы, как подчеркивал А. И. Пригожин, всегда можно выделить две подсистемы: управляющую и управляемую. Мы будем их рассматривать при разборе связей, существующих в системе. При этом от элементов системы следует отличать так называемый контекст – то, что принимало участие в создании системы, но не в ее дальнейшем функционировании.
Свойства элементов могут быть весьма многообразными, тем не менее, они поддаются определенной классификации. Наиболее простую из них предложил Г. Н. Сериков, вычленив три группы свойств: характеризующие внутреннее строение, отражающие специфику системного анализа, описывающие ход процесса. К первой группе относится, например, факт неравнозначности элементов системы («иерархичность» по терминологии А.И. Пригожина), к третьей – определенные ответы системы на воздействие извне. Ко второй группе относится свойство, которое В. Г. Афанасьев описал следующим образом: «Наличие аддитивных свойств не дает основания сводить целостную систему к сумме ее частей», а И. П. Алдохин и С. А. Кулиш определили как эмерджентность. Особая роль, нередко отводимая данному свойству в системологических исследованиях, связана с представлением о том, что критерий эмерджентности является не только необходимым (нет систем, которые бы ему не удовлетворяли), но и достаточным (такое свойство имеет только система). Это позволяет в некоторых случаях решить трудный вопрос о правомерности отнесения определенного объекта к группе систем. В виде своеобразной формулы эмерджентность выразил В. В. Чистяков: f(x,y)>f(x)+f(y), где x и y – определенные части системы (безразлично какие), а f – тот вклад, который они вносят в свойства системы поодиночке или сообща. Некоторые специалисты, впрочем, отрицали не только суммирование, но и любое сочетание свойств в своих определениях (А. В. Ткаченко писал, что свойства целого не вытекают из свойств частей), что является крайностью.
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.