5. Компенсирующая – направлена на создание условий в гимназии для компенсации недостаточного участия семьи и социума в обеспечении жизнедеятельности ребенка, раскрытии и развитии его склонностей и способностей.
6. Корректирующая – направлена на осуществление педагогически целесообразной коррекции поведения и общения школьника с целью уменьшения силы негативного влияния на формирование его личности.
Воспитательная система гимназии – гуманистическая. Преобладающими методами в воспитательной системе являются:
- Методы сотрудничества, позволяющие педагогу и воспитаннику быть партнерами;
- Методы, создающие условия субъект-субъектных отношений: метод открытого диалога, метод свободного выбора, метод коллективного анализа и оценки, метод “мозгового штурма”, метод самоанализа и самооценки, метод импровизации.
Эти методы позволяют создать в гимназии атмосферу сотрудничества и сотворчества, которое вовлекает каждого – и педагога, и воспитанника – в созидательную деятельность на благо других и на развитие своей личности.
Содержанием воспитательной работы учитывается тот факт, что в процессе обучения отрабатываются взаимосвязи знаний, умений, навыков с практикой жизнедеятельности, а в процессе воспитания знания основ наук направлены на формирование отношения человека к происходящим природно-социальным явлениям, что в свою очередь формирует мировоззрение человека и, как его преломление в бытовой сфере, тип поведения. Соответственно, вся работа строится с учетом ценностных ориентаций в различных сферах, которую можно разложить на три основных направления:
- человек и окружающая среда, где приоритетом для обсуждений, ознакомления и осмысления являются глобальные проблемы человека.
- сферы разумного и неразумного поведения в поведении человека как факторы здоровья.
- духовное совершенствование человека в условиях оптимизации при- родного и социального окружения. Воспитательная работа строится с учетом менталитета учащихся.
Важнейшим организационным педагогическим условием успешной работы по формированию устойчивой потребности в ЗОЖ учащихся является работа с родителями, цель которой – сделать их союзниками педагогов. Охрана здоровья учащихся дома требует благоприятного психологического климата, повседневного выполнения режима дня, полноценного питания, пребывания на воздухе, активного отдыха и т.д. В работе с родителями используются как массовые, так и групповые и индивидуальные формы и методы. Например, методы изучения семьи: наблюдение, анкетирование, беседа, тестирование, деловая игра, анализ детских рассказов, рисунков о семье и т.п.
В воспитательной системе гимназии “Гармония здоровья” используются такие ресурсы, обеспечивающие функционирование и развитие, как:
- исследовательские (диагностика состояния и эффективности воспитательного процесса).
- моральные и материальные (стимулирование ученического самоуправления и классных руководителей, работающих в режиме создания условий для самовыражения учащихся).
- кадровые (привлечение специалистов, педагогов Центра внешкольной работы “Диалог”).
- ресурсы внешней среды (связь с МОУ ДО).
- воспитательные программы на всех ступенях обучения.
- конструктивное взаимодействие и сотрудничество ученического, педагогического и родительского сообществ.
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.