Средний возраст воспитанников на начало исследования - 5 лет 4 мес.
При логопедическом обследовании детей с врожденной расщелиной губы и неба, прежде всего, необходимо представить общую картину нарушений голоса, выделив основной дефект и вторичные нарушения. У таких детей ринолалия может наблюдаться в чистом виде и выступать в комбинации с другими речевыми и голосовыми расстройствами. В процессе обследования необходимо выяснить первичный дефект и показать его влияние на возникновение других расстройств.
Также в логопедической работе с детьми важно учитывать личностные особенности больных. Обследование ребенка должно выявить особенности его психического развития и подчеркнуть возможности развития личности.
Обследование ребенка начинается с изучения подробного анамнеза (со слов родителей). Эти сведения должны отражать семейное положение и состав семьи, уровень развития и род занятий родителей и членов семьи; отношение к ребенку в семье и в среде его товарищей; отношение ребенка к своему дефекту. Все полученные данные записываются в специально заведённую на каждого ребёнка карту.
В карте фиксируются следующие сведения:
1. Возраст родителей.
2. Роды, их характер, были ли осложнения.
3. Состояние ребенка при рождении.
4. Раннее развитие ребенка. Какие заболевания были у ребенка на первом году жизни? Чем и как болел в последующее время до момента обследования?
5. Развитие речи. Когда у ребенка появился лепет, какова была его активность? Когда и как начали формироваться первые слова? С какого времени пользуется полными словами? Когда появилась фразовая речь? Знает ли ребенок стихи и сказки? Не отмечает ли мать каких-либо трудностей в развитии речи у ребенка и как она их оценивает?
6. Психические особенности ребенка. Как ребенок ориентируется в окружающей обстановке? Как выражает свое удовольствие, чем и как выражает отрицательное отношение к тому или иному явлению? Какие игрушки и игры любит ребенок? Его отношение к книгам и картинкам? Чем занимается самостоятельно? В чем требуется конкретная помощь? Усидчив или отвлекаем?
7. Лечение ребенка. Выясняются сроки хирургического вмешательства (оперирование губы, неба), применение медикаментозного лечения и логопедического воздействия во все периоды жизни ребенка.
Данный подробный анамнез дает представление о характере речевого нарушения, его природе и в некоторой степени показывает возможности логопедического воздействия.
На каждого обследуемого нами ребёнка уже была заведена речевая карта с достаточно подробным анамнезом логопедом ДОУ, поэтому мы остановились на непосредственном обследовании речи и голосовых особенностей детей. Обследование ребенка начиналось с установления с ним контакта во время беседы на близкую ребенку тему. В процессе беседы ребенку задавались доступные вопросы, чтобы услышать его самостоятельную речь. Установив контакт, переходили к изучению его речевых и голосовых возможностей. Методика подобного обследования достаточно широко представлена в логопедической литературе, например в трудах И. И. Ермаковой, Е.С. Алмазовой, Д.К. Вильсон и др.
Исследование состояло из следующих этапов:
На первом этапе проводилось обследование артикуляционного аппарата у детей обеих групп, анализировали состояние врожденного несращения лица и неба, состояние органов артикуляции.
При открытой форме ринолалии ротовые звуки приобретают назальность в результате неполноты небочно-глоточного смыкания или при анатомических дефектах неба. В процессе речевого дизонтогенеза формируются приспособительные (компенсаторные) изменения уклада органов артикуляции. Поэтому мы оценивали по следующим параметрам расщелины и органы артикуляции:
- расщелина верхней губы; верхней губы и альвеолярного отростка;
- расщелины твердого и мягкого неба;
-расщелины верхней губы, альвеолярного отростка и неба – одно и двусторонние;
- подслизистые (субмукозные) расщелины неба;
- высокий подъем корня языка и сдвиг его в заднюю зону ротовой полости; расслабленный, малоактивный кончик языка;
- недостаточное участие губ при произношении лабиализованных гласных, губно-губных и губно-зубных согласных;
- чрезмерное напряжение мимической мускулатуры;
- возникновение дополнительной артикуляции (ларингализации) за счет участия стенок глотки.
Оценка результатов исследования:
0 баллов – отсутствие дефекта;
1 балл - дефект выражен.
На втором этапе на основе нескольких методик (Д.К. Вильсон, А.Н. Герасимова, И.И. Ермакова) была составлена схема анализа голосовых и как следствие речевых нарушений детей с врожденными расщелинами губы и неба.
Согласно схеме главное внимание было уделено нарушениям голоса в структуре речевого дефекта исследуемых детей, обследование проводилось по следующим направлениям:
1. Исследование возможных внешних физических факторов, влияющих на голосовые особенности:
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.