Миссия вузовской библиотеки, по мнению М. Я. Дворкиной, задается, с одной стороны, вузом, которому она принадлежит и с интересами которого она обязана считаться. С другой стороны, «отдельные университетские библиотеки полагают, что они ответственны и перед населением региона». Они видят свою миссию в том, чтобы стать посредническим центром доступа в мировую информационную сеть для населения и других библиотек территории, а также связывают свою деятельность с активным участием в культурной, социальной и общественной жизни региона.
Миссию библиотеки вуза сегодня можно сформулировать следующим образом: с помощью государства и высшего учебного заведения создать необходимые условия для пользователей, (как студентов, так и сотрудников) с тем, чтобы пользователь смог качественно, полно и оперативно получить необходимый ему источник или информацию как на традиционных, так и на нетрадиционных носителях информации.
Другими словами, миссия библиотеки вуза – это содействие вузу в выполнении учебно-воспитательного процесса и научно-исследовательских работ, в подготовке высококвалифицированных специалистов и гуманизации образования. Задачи перед библиотекой ставит вуз, перед вузом – высшая школа, перед высшей школой – государство, народ.
Нередко понятие «миссия библиотеки» отождествляют с ее функциями. И существует следующее определение понятию «миссия библиотеки»: это та роль, которую выполняет и должна выполнять в обществе библиотека, т. е. функции, которые ставятся перед библиотекой обществом, ведомствами, организациями, учреждениями, которым подчинены библиотеки.
На протяжении длительного исторического развития вузовских библиотек их сущностные социальные функции остались неизменными. Это удовлетворение образовательных запросов, сохранение и предоставление информации. Но изменились акценты, определяющие социальную роль вузовских библиотек. Если на начальном этапе развития вузовских библиотек общество инициировало, главным образом, их просветительскую и образовательную роль, то на современном этапе обществом инициируется информационная функция.
Состав функций изменяется в ходе научно-технической революции, вследствие увеличения объема работы, в соответствии с новыми требованиями, задачами, которые ставятся перед вузовскими библиотеками
Совершенно недавно как в библиотеках вузов, так и в других библиотеках получили развитие новые функции и соответственно создаются новые структурные подразделения, их осуществляющие: отделы, службы, сектора, группы информационных технологий, научной и технической информации, инновационной деятельности, маркетинга, механизации и компьютеризации, научно-методической, массовой работы, научной организации труда и управления, читальные залы технических средств, интернет-классы.
Высшее образовательное заведение существует как живая социальная система, в состав которой входят ряд подсистем, в том числе вузовская библиотека. Внутренняя среда данной образовательной системы - вуза - составляет внешнюю среду для развивающейся в ней личности. Именно она называется образовательной средой. Таким образом, вузовская библиотека является частью образовательной среды и выступает как элемент системы образования.
Без какого-либо одного элемента система не существует. Следовательно, вузовская библиотека - необходимый элемент существования вуза и высшего образования в целом. Она является частью системы высшего образования исторически сложившегося социального института, ответственного за наследование, образование, накопление и воспроизводство научных знаний, культурных ценностей и норм.
Миссия библиотеки определяется современной социокультурной ситуацией. Социокультурная ситуация складывается из внешних структур (социальных институт) и внутренних структур вуза. Во внешние структуры входят такие элементы, как семья, государство, средства массовой информации, другие вузы, институты религии и т.п. Внутренняя структура вуза состоит из администрации; факультетов, которые делятся на кафедры; различных отделов и служб. Кафедры, деканаты и иные подразделения вуза создают, хранят и распространяют информацию. Однако библиотека в этом ряду является главным системообразующим элементом документных ресурсов вуза. В ней сосредоточена значительная часть отечественных и зарубежных документных ресурсов по профилю обучения в вузе и организовано целенаправленное информационное обслуживание пользователей. Библиотека также является одним из структурных элементом инфраструктуры образовательного пространства.
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.