Таким образом, несмотря на то, что мнения о первенстве создания университета расходятся, но все авторы согласны в том, что первой вузовской библиотекой является библиотека Московского государственного университета.
В начале XIX века ширится число университетов и университетских библиотек. Возрастает их роль как центров просвещения и науки. В 1802 году был открыт Дерптский (Юрьевский) университет, в 1804 году - Казанский, в 1805 - Харьковский, в 1816 - Варшавский, в 1819 году начал свою деятельность Петербургский университет.
Первым из шести российских университетов до середины XIX века продолжал оставаться Московский университет - храм науки в масштабе страны. Крупнейшей университетской библиотекой этого периода являлась библиотека Московского университета, в которой насчитывалось свыше 20 тыс. книг. Среди открытых в начале этого столетия университетов особенно выделяется Казанский университет, ректором которого в 1827–1846 гг. был выдающийся ученый-математик Николай Иванович Лобачевский (1792-1856), который одновременно занимал и пост директора библиотеки университета.
Как руководитель библиотеки и самого университета он добился реорганизации системы комплектования библиотеки, которая с тех пор строится на научной основе. Лобачевский уделял особое внимание решению вопросов обеспечения сохранности фондов и строительства нового здания библиотеки. Особенностью этого здания являлась изначальная функциональность, то есть возможность использовать только для библиотеки с максимальным учетом специфики ее работы, как особого учреждения. Лобачевский добился превращения библиотеки в публичную в плане обслуживания широкого круга «посторонних читателей».
Харьковский университет стал первым университетом на юге России, взрастив плеяду крупных ученых, таких, как математики В. А. Стеклов, А. М. Ляпунов, М. В. Остроградский. В Харьковском университете наука достигла особой высоты в первой половине XIX века.
В XIX веке сложилось принципиально новое представление об университете, который стал рассматриваться не только как место передачи знаний, но и как учреждение, где эти знания появляются. Если в XVIII веке университет только начинал становиться научным учреждением, а его деятельность в основном носила просветительский характер, то в первой половине XIX века возрастает роль университетов как центров науки, и они сумели занять достойное место в развитии и распространении научных знаний.
В эти годы особенно активно пополняются фонды многих уже сложившихся университетских библиотек. Активизация библиотечной деятельности в различных регионах страны является одной из самых отличительных черт периода XIX – начала XX вв. Университетские библиотеки полностью находились на государственном бюджете. В России вводятся в действие устав университетов и устав учебных заведений. В 1850–1870-е гг. в России открывается большое число библиотек высших учебных заведений, высших женских курсов, народных университетов, гимназий и лицеев.
Во второй половине XIX – начале XX вв. укрепляются контакты русских ученых с коллегами из других стран, что положительно повлияло на развитие книгообмена, на характер комплектования библиотек. В свою очередь, именно в эти годы резко увеличился и объем книгоиздательской деятельности в самой России.
По состоянию на 1895 г. наиболее крупными были фонды библиотек Московского (240 тыс. томов) и Петербургского (230 тыс. томов) университетов. Фонд библиотеки Казанского университета насчитывал 147 тыс. томов .
Начало XX века в России характеризовалось значительным усилением социальной роли всех типов библиотек, ростом сети библиотек для обслуживания широких слоев населения, подъемом общественной инициативы в народно-библиотечном деле.
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.