- Обеспечить сохранность фондов.
Для достижения этих целей вузовские библиотеки должны реализовывать следующие задачи:
- Использовать свои ресурсы экономически эффективно и применять новые способы управления.
- Адаптировать – насколько это возможно – полезные новые технологии.
- Принимать участие в программах кооперации с целью расширения коллекции библиотеки и спектра предоставляемых сервисов.
- Предоставлять возможность персоналу овладевать необходимыми знаниями о новых информационных материалах и технологиях.
Конечно, многие вузовские библиотеки имеют специальные задачи. Например, такие как:
- Участие в создании национальной коллекции.
- Работа в качестве тренинг – центра.
Анализ деятельности вузовских библиотек г. Белгорода, проведенный кандидатом социологических наук В. Н. Марковой в 2005 году показывает, что основными задачами их деятельности являются следующие:
- Активное участие в Болонском процессе по реформированию образования.
- Организация электронных читальных залов, автоматизированных рабочих мест для читателей с доступом в Интернет.
- Создание собственных баз данных и расширение использования заимствованных информационных ресурсов.
- Развитие традиционных и нетрадиционных форм комплектования фондов.
- Компьютеризация библиотечно-информационных процессов, использование новых электронных технологий доставки документов.
– Внедрение технологий штрихового кодирования и электронного читательского формуляра.
– Предоставление пользователям возможности осуществлять заказ литературы посредством локальной сети и Интернет.
В последнее время изменилось представление о задачах вузовских библиотек, их роли в научной, образовательной и информационной деятельности. Главное социальное назначение вузовских библиотек — обеспечение учебного и научного процессов, содействие педагогической деятельности.
В соответствии с целями, библиотека должна составить план с указанием краткосрочных задач по каждому из направлений. Это обычно делается в первую очередь. Все краткосрочные задачи должны соответствовать долгосрочным задачам планирования, должны быть реалистичны, достижимы за определенное время. Они также должны быть одобрены библиотекой и другими заинтересованными сторонами.
Если, например, целью является информирование пользователя с помощью каталогов, обеспечивающих полноту и оперативность пополнения, краткосрочными задачами могут быть:
- Сокращение количества невыполненных заказов в течение определенного времени.
- Включение материалов, описанных в отдельных каталогах, в генеральный каталог.
Постановка конкретных краткосрочных задач на два или три года, конечно же, во многом зависит от объема средств, которые библиотека может получить. Некоторые библиотеки достигают договоренности с «родительскими» организациями относительно уровня качества сервисов, достижимого за ограниченное время, и объема финансирования, которое потребуется. Такие соглашения могут помочь библиотеке получить дополнительное финансирование для выполнения четко определенных задач, а финансирующей организации - проконтролировать эффективность расходования выделенных средств.
Таким образом, анализируя вышеизложенное, можно сделать следующие выводы.
История вузовских библиотек тесно связана с историей высших учебных заведений. Историческое развитие высшего образования в России сопровождалось развитием, совершенствованием деятельности библиотек при высших учебных заведениях: университетов, академий и институтов.
Библиотека вуза помогает научно-исследовательской работе профессоров, аспирантов, преподавателей и учебному процессу. А университеты, академии и институты, в свою очередь, в нашей стране всегда были не только учебными и научными заведениями, но и важными центрами культурной и общественной жизни: в этом их особенность и своеобразие. Кроме этого специфической особенностью вузовских библиотек является и многоэкземплярность источников информации. В этом и состоят главные отличия вузовских библиотек от библиотек других видов.
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.