Миссия, цели и задачи библиотек должны соответствовать интересам потребителей. Всеобъемлющий подход требует, чтобы определение назначения, целей и задач было обязанностью не только библиотеки. Пользователи, сотрудники, администрация организации и держатели ресурсов также должны быть вовлечены в этот процесс. При этом необходимо принимать во внимание следующее:
- Общие политические цели.
- Интересы научного общества, находящие отражение в кооперации библиотек.
- По возможности, предсказуемые будущие потребности.
На представлении о миссии строится и вся деятельность библиотеки. Именно миссия позволяет продемонстрировать общественности, каково предназначение библиотеки, к чему она стремится, какие средства может и готова использовать для достижения поставленных целей.
Определяя миссию своей библиотеки, сотрудники совместно должны ответить на многие вопросы:
- Какова миссия библиотек в современном обществе?
- Какова миссия нашей библиотеки?
- Кто является нашими основными читателями, каковы их потребности и ожидания?
- Соответствуют ли ресурсы, имеющиеся в распоряжении библиотеки, потребностям тех групп читателей, ответственность за обслуживание которых мы берем на себя?
- Как мы должны поступать в ситуации, когда выполнить читательские запросы не представляется возможным?
- Чем отличается наша библиотека от других, и чем мы хотели бы, чтобы она отличалась?
- Каков имидж нашей библиотеки, насколько он нас устраивает?
- Что делается и должно делаться для повышения престижа библиотеки, расширения ее влияния, укрепления деловых связей с другими учреждениями.
Определение миссии и цели, их принятие всеми сотрудниками библиотеки принципиально важно. Именно применение общей цели позволяет связать воедино и приблизить административно-управленческие и технологические проблемы к социальным ожиданиям каждого работника, убедить его в общественной значимости и гуманистической направленности повседневного труда.
А какова же миссия библиотек высших учебных заведений?
Сегодня важно привнести современное определение миссии вузовской библиотеки, как теоретико-философской категории. Обосновать ее социальное предназначение, как центрального звена в системе библиотечно-библиографического и информационного обслуживания будущих специалистов, научных работников, преподавателей страны. А также сформулировать миссию библиотеки высшего учебного заведения как основу для оптимизации деятельности вузовских библиотек, активизации всей системы библиотек учебных заведений с учетом принятой концепции модернизации высшего образования и информатизации вузов.
В результате функционирования вузовской библиотеки задаются перспективы научной деятельности вуза, обеспечивается транслирование знаний, необходимых для образовательного процесса. Поэтому существует потребность в рассмотрении теоретических основ функционирования вузовской библиотеки, формулировании ее миссии.
В литературе представлены различные точки зрения о миссии вузовских библиотек.
Терминологический словарь библиотечных терминов дает следующее определение библиотек высшего учебного заведения: «структурное подразделение высшего учебного заведения, организующее библиотечное обслуживание студентов и преподавателей; университетские библиотеки обычно являются методическими центрами для библиотек вузов региона».
Данное определение выделяет одно из главных направлений деятельности библиотеки вуза, в котором заключается ее основное отличие от других библиотек. Таким направлением является обеспечение образовательного процесса учебными и учебно-методическими документами, содействие культурно-просветительной деятельности вуза.
По справедливому мнению М. Я. Дворкиной, назначением вузовской библиотеки, как информационного, культурного и образовательного учреждения, является – «обеспечение права пользователя на неограниченный доступ к информации, способствование его информационной грамотности». Библиотека способствует образованию, самообразованию, становлению (социализации) личности, усвоению пользователями установленных для данного общества моральных норм и ценностей. Образовательная функция относится к вузовским библиотекам в большей степени, чем к библиотекам других типов. Библиотекам учебных заведений присуща и культурно-просветительская функция, так как образовательный процесс в вузе тесно связан с воспитанием студенчества, со становлением личности молодого человека, что невозможно без опоры на нравственные и культурные ценности.
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.