Научить ребенка читать – эта задача осуществляется на протяжении всех четырех лет обучения в начальной школе. Техника, темп чтения, осознание прочитанного – основные составляющие продвижения младшего школьника к образованию вообще, литературному образованию и развитию читательской самостоятельности.
Развитию читательской самостоятельности способствуют различные упражнения, направленные на развитие техники чтения вообще, способности первоклассника воспринимать и пересказывать материал. Поэтому в работе с первоклассниками могут использоваться различные методы, которые помогут сформировать в ребенке навыки читательской самостоятельности.
Дети лучше усваивают учебный материал, готовы к различным творческим заданиям, когда имеют навыки правильного, беглого, выразительного чтения. В.Сухомлинский писал: «Книга играет большую роль в духовной жизни детей, но только тогда, когда ребенок умеет хорошо читать. Что значит «хорошо читать»? Это, прежде всего владение элементарным умением – техникой чтения».
Г.Боразнова пишет о том, что учащиеся, читающие к концу начальной школы 130-150 слов в минуту, могут в старших классах стать отличниками; читающие 110-120 слов – хорошистами; те, кто читает 80-100 слов в минуту, обычно успевают удовлетворительно. Исследователь обращает внимание на тот факт, что именно первые два года обучения являются решающими в становлении техники чтения. И если после двух лет обучения, ребенок читает только 30-40 слов в минуту, то в старших классах у него будут серьезные проблемы с учебой.
Другой точки зрения придерживается Н.Колганова. Она отмечает, что чтение как источник духовного обогащения не сводится к умению читать; этим умением оно только начинается. Ребенок может читать бегло, безошибочно, но книга – это часто бывает – не стала для него той тропинкой, которая ведет к вершине умственного, нравственного и эстетического развития. Уметь читать – это означает быть чутким к смыслу и красоте слова, к его тончайшим оттенкам. Только тот ученик «читает», в сознании которого слово играет, трепещет, переливается красками и мелодиями окружающего мира. Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда наряду с чтением одновременно с ним и даже ранее чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словом, которая должна отхватывать все сферы активной деятельности, духовной жизни детей – труд, игру, общение с природой, музыку, творчество. Без творческого труда, создающего красоту, без сказки и фантазии, игры и музыки невозможно представить чтение, как одну из сфер духовной жизни ребенка.
Для повышения эффективности уроков внеклассного чтения и формирования читательской самостоятельности, по мнению Н.Светловской, могут быть использованы следующие творческие виды работ:
× краткий пересказ, где ребенок должен отобрать главное, отсеять второстепенное: он выбирает из текста основное содержание, передает его связно, последовательно, без пропусков, а для этого учащемуся придется прочитать текст несколько раз;
× пересказ с изменением лица рассказчика;
× пересказ от одного из персонажей, чтобы успешно справиться с
таким заданием, ученик должен войти в роль героя рассказа, взглянуть на события его глазами, а это опять же требует неоднократного прочтения;
× передача прочитанного по ролям;
× инсценировка (фотографии);
× иллюстрирование прочитанного (словесное, графическое).
М.Оморокова указывает на то, что иллюстрирование проводится с разными целями: и при составлении плана, и при подготовке к пересказу, и для уточнения какого-то эпизода. Например, детям может быть предложено нарисовать словесную картину к наиболее понравившемуся отрывку и подобрать к ней слова автора. Этой работой любят заниматься все без исключения дети. С большим удовольствием и интересом дети на уроках литературного чтения занимаются экранизацией, т.е. составлением диафильмов – это работа, сочетающая в себе рисунок с текстом. Она требует от учащихся знания содержания текста. В процессе работы над экранизацией желательно вместе с педагогом определять кадры, подбирать подписи к ним, иногда и музыкальное сопровождение. Сегодня необходимо гармонично сочетать учебную деятельность, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельность творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи, а для этого необходимо много читать, общаться с книгами.
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.