Проблемы воспитания школьников как читателей, выработки у них самостоятельных читательских навыков появились давно. Изучение литературы по теме исследования позволило сделать вывод, что до ХІХ в. методика чтения (классного и внеклассного) как отрасль педагогической науки сформирована еще не была. Однако, как отмечает Г.Пидлужная, уже в ХІ в. сложились предпосылки зарождения методики чтения: в достопримечательностях Киевской Руси находим свидетельство о значительном интересе наших предшественников к изучению литературы. Киевский князь Владимир Святославович во время своего правления (978-1015 гг.) открыл специальные мастерские, где переписывались книги, а позже создал школы для детей киевской знати. Преподавание в школе того времени требовало создания учебников и поисков форм, средств и приемов «книжной учебы». Так появились первые разработки по поэтике и стилистике.
О.Богданова и С.Леонова отмечают, что значительным событием на этапе зарождения методики чтения в начальных классах стало появление в Украине первого печатного букваря: Иван Федоров в «Азбуках» 1574 и 1578 гг. соединил филологическую мысль с элементами методики начальной учебы.
К концу ХVІІІ века были определены основные принципы литературного образования школьников, в разработке которых выдающаяся роль принадлежала И. Вишенскому и Г.Сковороде. Т.Неборская определила суть этих принципов:
× развитие любви к книге, к чтению - важный аспект учебно-воспитательной работы;
× произведения для чтения нуждаются в тщательном отборе;
× во время общения с книгой следует придерживаться определенного режима;
× важное значение имеет сочетание эстетической и познавательной функций чтения;
× решающую роль в руководстве самостоятельным детским чтением играет учитель.
В ХІХ веке происходил процесс постепенного становления методики чтения младших школьников. Этому в значительной мере способствовало создание первых школьных учебников для чтения, авторами которых были П. Кулиш («Грамматика» в 1854 г.), Т. Шевченко («Южнорусский букварь» 1861 г.), О. Духнович («Книга для чтения для начинающих» 1847 г.).
В разработку научно-обоснованной методики чтения середины ХІХ века значительный вклад сделали К. Ушинский и его последователи (В. Водовозов, В. Стоюнин, В. Острогорский, В. Шереметьевский, М. Бунаков и др.). При всех индивидуальных отличиях методических взглядов ученых, важнейшими достижениями практики стали заложенные ими основы метода объяснительного чтения и утверждения необходимости анализа художественного произведения как основы учебы и духовного развития личности. Кроме того, ученые уделяли большое внимание развития речи и мышления школьников, выразительному чтению как средству активизации читательских интересов, а также семейному чтению.
Как отмечает Н.Светловская, анализ научно-методической, учебной и художественной литературы конца ХІХ - начала ХХ вв. позволяет сделать вывод, что проблемы воспитательного влияния художественного слова на личность читателя школьника приобрели в то время не только педагогический, но и социальный характер: они волновали не только отечественных ученых, методистов, педагогов, но и прогрессивных писателей и общественных деятелей. Считая чтение важным средством активизации познавательной деятельности учеников и источником их духовного развития, И. Франко, Л.Украинка, Е.Пчелка, С. Васильченко, Х. Алчевская, Г. Драгоманов, С. Русова, Т. Лубенець, И.Огиенко в своих трудах обращали внимание на необходимость усовершенствования содержания учебников для чтения; критиковали упрощенность методов преподавания литературы в школе; придавали важное значение самостоятельному общению школьников с книжкой; заботились об издании высокохудожественных произведений для детей.
В начале ХХ века методическое наследство творчески развивалось Г. Рыбниковой, В. Голубковым, П. Афанасьевым и др. Ученые рассматривали литературу как сокровищницу духовного достояния человечества, затрагивали вопрос о необходимости управления домашним чтением школьников, считали нужным координировать усилие семьи и школы с целью развития читательских интересов учеников. В это время заметно выросло внимание к выработке навыков самостоятельной работы с книгой (Г. Рубакин, С. Никифоров и др.).
В 50-60 годах, после некоторого снижения интереса к проблемам детского чтения, предопределенного объективными причинами (годы войны и послевоенной разрухи), продолжалось развитие методической мысли в направлении определения путей повышения образовательно-воспитательного значения классного и внеклассного чтения в их взаимосвязи. Продолжая лучшие традиции прошлого, известные ученые и методисты С. Резодубов, Г. Каноникин, Н. Щербаков, Е. Адамович, Ф. Костенко, В. Сухомлинский в своих трудах отмечали, что чтение должно служить средством воспитательного влияния на учеников, расширять и углублять их кругозор, обогащать знание, моральный и эмоциональный опыт школьников. Среди заданий уроков чтения ученые выделяли необходимость развитию навыков читательской самостоятельности.
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.