В последние годы резко повысился интерес учителей к проблемам современного урока, вызвано требованиями к школе. Работники образования все больше убеждаются в том, что сложные и многосторонние задачи, поставленные обществом перед современной школой, требуют дальнейшего совершенствования урока. Занятия по традиционной схеме "объяснение - закрепление" ограничивают возможности успешной подготовки учащихся к жизни, формирования у них трудолюбия, самостоятельности, творческой активности и инициативы, умений самостоятельно пополнять свои знания и ориентироваться в стремительном потоке информации, глубокого и сознательного усвоения на уроке знаний по основам наук.
Подготовка учащихся к жизни, труду, к творчеству закладывается в общеобразовательной школе.
Для этого необходимо в определенном направлении перестроить процесс обучения, организацию и методику урока, так, чтобы вовлекать учащихся в самостоятельную творческую деятельность по усвоению новых знаний и успешному применению их на практике.
Но глубокое, сознательное и прочное усвоение знаний только одна задача обучения. В связи с бурным развитием науки и техники знания, приобретенные в школе, быстро устаревают. Поэтому необходимо прививать учащимся умения самостоятельно приобретать и пополнять свои знания. Для этого необходима организация самостоятельной работы по приобретению новых знаний из различных источников. Эта работа должна выполняться в классе под контролем и руководством учителя. Для нее следует отвести соответствующее место в структуре и методике урока.
Педагогической наукой и практикой сделано немало по усовершенствованию урока в плане решения задач, поставленных перед современной школой. Проводится немало исследований по проблемам активизации познавательной деятельности, повышения их творческой самостоятельности, осуществление единства обучения и воспитания. Много интересных решений предложено учеными, педагогами по вопросам проблемного обучения, применения технических средств в воспитательном процессе, модернизации методов обучения.
Много интересного и нового можно наблюдать в практике передовых учителей и школ.
Многие педагогические коллективы думают над реформированием стиля, структуры, форм и методов содержания урока, направленного на повышение качества знаний и эффективности учебно-воспитательного процесса в школе.
Ломка старых традиций в обучении и воспитании подрастающего поколения вызвала среди передовых учителей творческий подъем. Начались поиски новых, наиболее соответствующих современной школе форм и методов обучения. Исходными в этих поисках являются положения о необходимости формирования у учащихся активности, самостоятельности и творчества, об усилении связи школы с жизнью, учете интересов детей. Эти задачи решаются главным образом на уроке, структура и методика которого изменяются в соответствии с развитием производительных сил, социального и научного прогресса в нашей стране. По мере развития страны общество ставит перед школой все новые задачи, выполнение которых требует совершенствования урока.
Методика урока, применяемая в прежние годы в школе, в литературе получила название объяснительно-иллюстративной. Она характеризуется тем, что учитель подробно разъяснял сущность явлений и подтверждал жизненными фактами, конкретными примерами, применением различных видов наглядности, выполнения практических заданий, лабораторных работ и т.д.
Применяя объяснительно-иллюстративную методику урока, учителя добивались прочного усвоения знаний, навыков и умений.
Однако эта методика не лишена недостатков. Основным из них является доминирование словесного обучения, при котором главная роль в усвоении отводится памяти - запоминанию, заучиванию, воспроизведению и закреплению знаний. Эти недостатки стали сказываться особенно остро в условиях современной школы, призванной решать новые сложные и многогранные задачи. В связи с этим педагогическая наука и школьная практика направляют свои усилия на поиски путей реформирования стиля, структуры, форм и методов содержания урока - как важного фактора совершенствования функционирования школы. Основные направления этих поисков следующие:
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.