Но в то же время между этими формами имеются и определенные различия.
Цель научного познания заключается в открытии новых истин, установлении законов развития.
Распознавание же урока ничего нового не открывает, а использует в ходе своего осуществления уже утвердившиеся в научном познании представления. Анализируя урок, руководитель школы не стремится создать какую-нибудь научную теорию, но объективно его анализ должен носить научный характер. Распознавание урока идет от явления к сущности, но к сущности уже известной.
М. И. Махмутов в своей работе "Современный урок" дает такое определение: "Посещение и анализ урока является и средством внедрения выводов и рекомендаций педагогической науки в массовую практику, и средством обучения будущих педагогических кадров". Во-первых, здесь не вскрыта сущность анализа урока, а затронуты его видами ясно, что педагогический анализ урока есть конкретная форма, функциональные цели, да и то не самые главные. А с тем, что анализ является "средством систематического, всестороннего контроля, вообще согласиться нельзя, так как М. И. Махмутов традиционно соединяет здесь контроль с анализом, а это недопустимо.
И. И. Горская совершенно справедливо видит в анализе урока помощь учителю "в овладении более высоким уровнем мастерства и в повышении результативности своего труда. Но ведь это тоже целевая направленность анализа урока, а не характеристика сущности этого процесса.
А вот какое определение анализу урока дает "Педагогическая энциклопедия": "Анализ урока - разбор и оценка учебного занятия в целом и в отдельных его сторон, один из видов методической работы в школе".
Из краткого анализа сущности "педагогического анализа урока" и сопоставления этого вида познавательной деятельности с другими его сознания специфического объекта, педагогической деятельности, именуемой уроком, осуществляемая как его распознавание.
Более точное определение этому процессу дал Ю. А. Конаржевский.
"Педагогический анализ урока есть процесс его распознавания, направленный на раскрытие сущности и механизма осуществления урока, выяснение через это путей и причин формирования именно такого конечного результата урока и соответствия последнего его триединой цели: состояние здоровья школьников и санитарно-гигиеническая культура; результативность деятельности совета школы, педагогического совета; работа школы за прошедший десятилетний цикл обучения и воспитания; отчетный общешкольный доклад".
В проведении педагогического анализа можно выделить четыре основных этапа.
Первый этап — определение предмета, состава и содержания анализа. На данном этапе осуществляется сбор информации о состоянии и развитии учебного процесса, управленческой деятельности в учебном году. Эта информация классифицируется по основным блокам, определяются цели ее анализа. Затем оценивается каждый блок, выявляются факторы и условия, способы, средства и воздействия, положительно и отрицательно влияющие на развитие школы.
Второй этап — структурно-функциональное описание предмета анализа. Чтобы представить предмет анализа в целом, необходимо изучить способ связей и, главное, педагогических усилий, методов, средств и воздействий по достижению целей (результатов деятельности).
Третий этап — анализ причинно-следственных связей в следующей логической цепочке: явление — причина — условие — следствие.
Здесь важно помнить, что причина возникает при взаимодействии одной системы с другой или элементов данной системы. Условие — это обстоятельство, от которого зависит действенность причины; всякая причина одновременно является и условием, порождающим следствие. На этом этапе анализирующий выясняет, почему произошло то или иное явление.
Заключительный этап. Здесь определяется степень достижения целей, подготавливаются материалы к педсовету по итогам учебного года, формулируются цели и основные задачи на новый период.
Педагогический анализ завершается синтезом, позволяющим познать целое. При этом формулируются окончательные выводы, подтвержденные объективными данными.
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.