Весь дальнейший анализ урока и должен быть посвящен рассмотрению учебно-воспитательных ситуаций, созданных учителем на всех этапах урока, и педагогической оценке этих ситуаций с точки зрения их эффективности для достижения намеченной цели и конкретных задач урока.
Какие ситуации были созданы учителем, чтобы настроить детей, вошедших в класс, на дружную, организованную, деловую работу?
Какое место отвел учитель проверке выполнения домашнего задания, и как организовал эту едва ли не самую сложную часть урока.
"Большой бедой многих уроков . - писал В. А. Сухомлинский является расточительство времени на первом этапе урока - во время проверки домашнего задания".
Как раз больше всего игнорируется здесь целенаправленность урока. Учитель опрашивает в течение 15-20 минут трех-четырех учеников, ставит оценки, класс же в это время ничего не делает . С напряжением ожидает класс, кого вызовет учитель после того, как предыдущий ученик ответил. Но вот учитель назвал фамилию вызванного, класс облегченно вздохнул, все стали заниматься своими делами".
Было ли такое расточительство времени на анализируемом уроке? Если нет, то, как учителю удалось этого избежать?
Какие учебные ситуации создал учитель на уроке, чтобы мобилизовать внимание детей и подготовить их к восприятию нового учебного материала?
Многогранных духовных потребностей, учитывает особенности и удалось ли вызвать интерес к теме, желание решить проблему, узнать новое, неизвестное?
При анализе этапа урока, посвященного сообщению новых знаний, важно выявить и оценить учебные ситуации, созданные учителем для решения этой задачи. Здесь важно выяснить, насколько удачны с учебно-воспитательной точки зрения были созданные учителем ситуации и их дидактическая последовательность.
Удалось ли обеспечить внимание, заинтересованность, активную работу мысли учеников, контакт учителя с ними? Если ученики выполняли самостоятельную работу, то создал ли учитель учебные ситуации самоконтроля, самопроверки, проверял ли учитель понимание учащимися нового материала и что сделал для его закрепления. Насколько эффективными оказались соответствующие учебные ситуации?
При анализе урока надо установить, какие и как даны домашние задания. Очень важно правильно оценить и сам характер домашнего задания: насколько он способствует развитию, углублению знаний, совершенствованию умения учиться, подготавливает к сознательному усвоению материала последующих уроков, ориентирует на наблюдения над предметами и явлениями природы и труда, стимулирует развитие возможности слабых и сильных учеников и т.д.
Анализ, исследование, сравнение - эти формы активного умственного труда должны пронизывать домашнее задание, которые соединяют в себе чтение книги с наблюдениями и трудом.
Подобный анализ урока позволяет выявить все его сильные и слабые стороны и сделать практические выводы для совершенствования последующих уроков.
Анализ сам по себе это "мысленное расчленение изучаемого предмета на его элементы и исследование каждого элемента в отдельности как части целого". Он осуществляется с помощью расчленения, изоляции положения, разъединения, разбора целого на составляющие, используя анализ сам по себе без взаимодействия его с синтезом и другими приемами формальной логики, невозможно проникнуть в суть урока, в суть педагогического явления. А между тем на практике мы нередко именно "разбираем урок" на его отдельные стороны, части давая каждой из них характеристику, но не выходим на связи между ними, не синтезируя их.
Педагогический анализ урока - это не только расчленение, разбор урока на составляющие, но и синтез - объединение, соединение, соотношение этих составляющих. Это изучение связей, при помощи которых они объединяются в единое целое, это операции сравнения, обобщения, аналогии, переход от абстрактного к конкретному. Это способ познания специфического аспекта действительности. Под термином "педагогический анализ урока" необходимо понимать процесс распознавания этого педагогического феномена. Это способ познавательной деятельности, обеспечивающий научный подход к управлению педагогическим процессом и школой в целом.
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.