Вторичные факторы теста
F1. Тревога
F2. Экстраверсия - интроверсия
F3. Чувствительность
F4. Конформность
Некоторые названия факторов, по сути, описательны, другие отражают гипотетические представления Кеттела относительно истоков и природы этих факторов.
Область применения методики: Тест направлен на диагностику таких существенных характеристик личности, как:
- Степень эмоциональной вовлеченности
- Способность к логическому анализу
- Эффективность интеграции поведения
- Доминантность или зависимость
- Свобода действий или скованность
- Степень интериоризации социальной нормы
- Уровень энергетического потенциала
- Уровень реалистичности и практичности
- Степень аффективной ригидности
- Способность подчинять свое поведение системе правил
- Уровень удовлетворенности ситуацией и своей ролью в ней
- Потребность в переживаниях и склонность к риску
- Зависимость от поддержки группы или самодостаточность
- Способность к самоконтролю
- Степень напряженности неудовлетворенных потребностей
Область распространения методики: Наибольшую популярность опросник получил как базовая методика найма персонала и оценки профессионально важных качеств личности. Тест предназначен для исследования личностных особенностей лиц подросткового, юношеского возраста и взрослых.
Стандартизация стимульного материала методики:
Перед началом опроса испытуемому дают специальный бланк, на котором он должен делать определенные пометки, по мере прочтения. Предварительно дается соответствующая инструкция, содержащая информацию о том, что должен делать испытуемый. Контрольное время испытания 25-30 минут. В процессе ответов на вопросы экспериментатор контролирует время работы испытуемого и, если испытуемый отвечает медленно, предупреждает его об этом. Испытание проводится индивидуально в спокойной, деловой обстановке.
Предлагаемый опросник состоит из 105 вопросов (форма С) на каждой из которых предлагается три варианта ответов (a, b, c). Испытуемый выбирает и фиксирует его в бланке ответов. В процессе работы испытуемый должен придерживаться следующих правил: не терять времени на обдумывание, а давать пришедший в голову ответ; не давать неопределенных ответов; не пропускать вопросов; быть искренним.
Вопросы группируются по содержанию вокруг определенных черт, выходящих в конечном итоге к тем или иным факторам.
Обработка результатов ведется по специальному ключу, где даны номера вопросов и количество баллов, которые получают ответ a, b, c в каждом вопросе. В тех клеточках, где проставлена буква, обозначающая фактор, количество баллов равно нулю. Таким образом, за каждый ответ испытуемый может получить 2, 1 или 0 баллов. Количество баллов по каждому фактору суммируется и заносится в бланк ответов (в правый столбик), экспериментатор получает профиль личности по 16-ти факторам в сырых оценках. Эти оценки переводятся в стандартные (стены) по таблице 3. Затем экспериментатор определяет какое развитие получил каждый фактор: низкая, средняя, высокая, выписывает черты, характеризующие степень их развития и анализирует результаты. Если какая - либо из черт вызывает сомнение, лучше ее не включать в характеристику.
Чтобы результаты были надежными, следует подтвердить их с помощью других методик или с помощью другой формы этого же теста.
Результаты применения данной методики позволяют определить психологическое своеобразие основных подструктур темперамента и характера. Причем каждый фактор содержит не только качественную и количественную оценку внутренней природы человека, но и включает в себя ее характеристику со стороны межличностных отношений. Кроем того, отдельные факторы можно объединить в блоки по трем направлениям:
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.