Конспект прочитанных лекций

Страница 5

Экспертный метод также применяется в социологии образования. В большинстве случаев его используют при необходимости оценить какое-то явление или получить прогноз развития. Экспертами в этом случае могут быть самые различные специалисты. Экспертный метод зачастую используется в качестве сравнительного или контрольного, чтобы оценить точность данных, полученных другими методами. Таким образом, применение экспертных методов позволяет решить вопросы, которые, как правило, невозможно решить с использованием других методов.

В социологии образования применяется метод контент-анализа. Он используется в трех формах: как самостоятельный метод, как метод, который дает предварительные сведения для разворачивания концептуальных положений исследования, и как метод, описывающий и объясняющий отдельные фрагменты исследовательской программы.

Часто применяется метод наблюдения. Наблюдение представляет собой сбор информации об объекте путем непосредственного восприятия и прямой регистрации событий, значимых с точки зрения целей исследования. Наблюдения бывают:

§ Систематическое (проводится регулярно в течение определенного периода);

§ Простое (носит эпизодический, случайный характер);

§ Включенное (социолог непосредственно включен в изучаемый учебно-воспитательный процесс);

§ не включенное (без общей жизнедеятельности наблюдателя с наблюдаемыми, возможно с использованием для наблюдения технических средств);

§ кратковременное (в течение 1-2 часов);

§ длительное (в течение нескольких лет).

Иногда используются психологические методы: тестирование, социометрия и др. Социометрия удачно дополняет метод наблюдения. В основе социометрического метода лежит опрос какой-либо группы с целью установить в ней социально-психологические взаимоотношения. Путем косвенных вопросов выясняют, каким авторитетом, уважением пользуются члены группы друг у друга, и составляют социометрическую матрицу - таблицу количества и адресов выбора каждого каждым. Метод наглядно раскрывает структуру внутри коллективных связей и отношений, но не объясняет их.

Также в социологии образования используется метод социального эксперимента. Он используется для проверки новых форм и методов образования, социального управления учебно-воспитательными процессами.

То, насколько эффективными будут эти методы исследования, зависит от уровня профессионализма исследователя и от того, насколько правильно выбран определенный метод, соответствует ли он целям и условиям проведения исследования.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Другое по педагогике:

История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...

Роль авторитета учителя

Роль авторитета учителя в учебном процессе

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.listeducation.ru