Лекция 1. Социология образования как отрасль социологических исследований.
План:
1. Социология образования как отрасль социологического знания.
2. Становление и развитие социологии образования.
3. Направления прикладных исследований
4. Социологические методы изучения сферы образования
5. Основные социологические подходы к изучению социологии образования.
1. Социология образования как отрасль социологического знания.
Сегодня социология образования является одной из наиболее востребованных отраслей социологического знания. Проблематика социологии образования, во-первых, современна, поскольку движение индустриального общества к обществу информационному остро ставит проблемы культуры, духовности, образования, заставляет говорить об общемировом кризисе традиционной модели образования. Во-вторых, эта проблематика актуальна, ибо формулирование адекватных ответов на «вызовы времени» возможно и в рамках образования как социального института.
Особенно интересно изучение проблем образования в нашем обществе, которое социологи называют переходным (или трансформирующимся, или пореформенным). В обществе, претерпевающем глубокие качественные изменения в экономической и политической системе, постепенно меняются культурные образцы мышления и деятельности, общественные идеалы и этические нормы. И образование как способ закрепления и развития этих культурных форм также претерпевает интереснейшие трансформации.
Обращаясь к методологическим проблемам социологии образования, отметим, что обоснование объекта и предмета этой отрасли научного знания разработано в отечественной науке достаточно хорошо
Объектом социологии образования выступает образование как система: дошкольная, школьная, послешкольная, допрофессиональная, внепрофессиональная, профессиональная, дополнительная и т. п.
Предметом социологии образования, с точки зрения институционального подхода, является образование как социальный институт.
Рассматривается взаимодействие социологии образования с педагогикой, экономикой, философией образования, а также другими отраслями социологического знания – социологией культуры, социологией воспитания, социологией знания. Так, педагогика рассматривает феномен образования с точки зрения формирования человека в ходе учебно-воспитательного процесса, изучает методы, средства и формы педагогической деятельности и их воздействие на личность. Социологию образования интересуют человеческие взаимоотношения в ходе такого воздействия, а также его результаты.
Несколько слов о функциях социологии образования. Социологическое знание в принципе прагматично, поскольку реализует не только мировоззренческую, критически-познавательную, но и информирующую, практически-преобразовательную функции. Поэтому социологический анализ проблем образования позволяет ставить и разрешать ряд научных и социальных противоречий.
Сегодня доминирующими функциями социологии образования являются такие, как информирующая и практически-преобразовательная. В то же время сама тематика, содержание, качество и объем исследований в сфере образования, с одной стороны, описывают ту культурно-образовательную ситуацию, которая сложилась в обществе. С другой стороны, они предлагают желаемые направления изменений в этой области и тем самым способствуют выработке общенациональных идеалов и ценностей.
2. Становление и развитие социологии образования
Зарождение социологии образования как отрасли социологической науки связано с именами известных европейских и американских ученых конца XIX века. Во Франции у истоков этой отрасли знания стоял Эмиль Дюркгейм (1858–1917), которого по праву считают теоретиком социологии образования. Основные положения данной отрасли изложены в серии его лекций и статей «Педагогика и социология» и «Моральное образование».
Э. Дюркгейм рассматривал общество как систему общих для людей верований, ценностей и правил жизнедеятельности, к которым он относил, в том числе, воспитание и образование. Ученый стремился сделать социологию понятной и полезной для работников образования. Так, в своей книге «Педагогика и социология» он отмечал теснейшую взаимосвязь между этими двумя науками и подчеркивал, что нельзя полностью отделять роль педагога от роли социолога.
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.