В серии работ, изданной под названием «Моральное образование», Э. Дюркгейм представил социологический анализ роли поощрений и наказаний в школе. При этом онначал с теоретического анализа тех характеристик школьного класса, которые отличают его от других общностей, и рассмотрел с позиции социологии проблему прав и обязанностей учеников и учителей.
Констатируя социальную детерминированность образования, Э. Дюркгейм отмечал, что оно отражает сущность общества, а не только трансформирует его социальнуюструктуру. Основная социальная функция образования состоит в поддержании связи между личностью и обществом, в укреплении целостности последнего.
Следовательно, образование –– это влияние, оказываемое взрослыми на детей. Иначе говоря, посредством образования общество «закладывает» в подрастающем поколении условия своего существования.
В концепции образования Э. Дюркгейма можно выделить три ключевых тезиса.
Во-первых, трансформация образовательных систем, по его мнению, обусловлена социально-экономическими изменениями в обществе.
Во-вторых, характеристики образовательных структур и их культурное содержание находятся в тесной функциональной взаимосвязи с потребностями общества в культурной интеграции и разделении труда.
В-третьих, изменения в школьной организации и педагогических технологиях обусловлены переходом от механической солидарности к органической, при которой становится необходимой еще большая индивидуализация. Другими словами, Э. Дюркгейм заложил основы социологической теории образования, поэтому не случайно именно с его именем связывают возникновение этой отрасли.
В Германии развитию социологии образования способствовали работы Макса Вебера (1864-1920) и тех ученых, которые заложили основы социальной педагогики. Заслугой М. Вебера считается разработка проблемы взаимодействия социальных институтов и теории бюрократии, на основе которой стал возможен принципиально новый анализ школы как социальной системы.
Именно в Европе в начале XX века была проделана работа, от которой во многом зависели перспективы социологии образования. Однако с приходом туда к власти нацистов центр развития социологии образования надолго переместился в США. Принято считать, что программные положения социологии образования изложены в работах американских ученых Л. Уорда «Динамическая социология» и Дж. Дьюн «Школа и общество».
Лестер Франк Уорд (1841–1913) оказал более сильное влияние на развитие социологии образования, чем кто-либо другой из американских социологов. В работе «Динамическая социология», русский перевод которой был издан уже в 1891 году, Л. Уорд впервые поставил задачу изучения образования как устойчивого общественного явления.
Он считал образование в первую очередь инструментом социального прогресса, главным продуктом которого должно быть счастье человека. Во имя обеспечения прогресса знание должно быть доступным для всех, поэтому школьное образование должно стать бесплатным и обязательным. Основным критерием качества образования должен быть критерий социальной полезности, и в этом смысле оно как раз и должно стать социальным образованием. Американский социолог отмечал особую роль школы в трансформации общества и призывал к ее социологическому изучению.
Социологическая теория Л. Уорда основана на четырех «динамических принципах» социального прогресса, которые переносятся и на видение системы образования.
Первый принцип характеризует различия в потенциальных возможностях людей.
Второй принцип характеризует инновацию, которая всегда ведет к прогрессу. Предпочтительна постепенная, и, что особенно важно, контролируемая инновация.
Третий принцип характеризует способность к волевому движению, проявляющуюся в социальном усилии по сохранению жизни и изменению своего окружения. По мнению Л. Уорда, любое полезное изменение материальной или духовной среды служит человечеству.
Четвертый динамический принцип — принцип целенаправленной эволюции, согласно которому разум должен использовать все динамические силы общества (человеческие желания) конструктивным образом.
Существенное влияние на становление и развитие новой отрасли социологического знания оказала прагматическая концепция образования Джона Дьюи (1859–1952).
Американский ученый в своей работе «Школа и общество» (без ссылки, на которую не обходится практически ни одна книга по зарубежной социологии образования) обратился к социальным проблемам школы. В центре его внимания находились следующие вопросы: связь школы с общественной жизнью, соответствие школьного образования интересам и потребностям ребенка, индивидуализация обучения, повышение эффективности обучения посредством производительного труда в школе. Он отстаивал идею изменения школы ради приближения ее к жизненному опыту детей и взрослых, ради избавления от догм и господствовавших повсеместно концепций абсолютного знания. Цель воспитания, по мнению Дж. Дьюи, заключается в содействии самореализации личности, предполагающей осуществлении ее желаний и интересов. Критерием самореализации служит адаптация индивида к среде, которая, в свою очередь, является ответной реакцией человека на воздействие со стороны среды. Другими словами, школа должна максимально приблизиться к жизни и стать «обществом в миниатюре». В этом заключается прагматизм разработанной американским ученым концепции образования.
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.