В конце 80 — 90-х гг. XX в. концепция воспитания изменилась. Почти исчез из употребления термин «нравственное воспитание», меняется взгляд на патриотическое и интернациональное воспитание, на первый план выдвигается приобщение детей к национальному искусству, к народным традициям, формирование доброжелательного отношения к людям всей нашей планеты. Трудовое воспитание уступает место экономическому, больше внимания уделяется личностному, индивидуальному развитию, ставится под сомнение целесообразность воспитания коллективизма. Современная концепция нравственного воспитания пока не сложилась, она не имеет определенной, законченной, ясно выраженной позиции.
Перед дошкольной педагогической наукой и практикой в настоящее время стоят задачи создания наиболее эффективных условий для формирования нравственного поведения детей. Особое значение приобретают вопросы формирования у них гуманного отношения к сверстникам, взрослым людям, человеку-труженику, а также к природе и животным; воспитания положительного отношения к труду, различной деятельности, в том числе и учебной. Формирование личности ребенка, воспитание у него правильного отношения к окружающему, определенной нравственной позиции — сложный педагогический процесс. В основе его лежит правильное, гармоничное развитие чувств.
Чувство — особая форма отношения человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием потребностям человека. Чувство, как эмоциональное отношение человека к многообразным явлениям и сторонам действительности, выявляет в характере этого отношения особенности данного человека, его моральные убеждения, его внутренний мир. «Ничто — ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования: в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя»,— говорил К. Д. Ушинский.
Особую группу чувств составляют высшие чувства: нравственные, эстетические, интеллектуальные.
Этическое развитие ребенка, формирование его моральных представлений связано с развитием эмоциональной сферы дошкольника. Нетрудно передать ребенку знания об этической норме, требовать и контролировать выполнение ребенком моральных правил. Гораздо труднее выработать у него определенное отношение к моральной норме, желание следовать хорошему и противостоять плохому. Знаний этических норм недостаточно для того, чтобы ребенок самостоятельно, не под «нажимом» взрослых, а по собственному желанию, поступал нравственно. Поэтому вопрос о взаимосвязи представлений и поведения ребенка особенно актуален в теории современной дошкольной педагогики и вызывает большие трудности в воспитании детей в детских садах и семье. Связующим звеном в этом процессе должна стать работа взрослых над развитием эмоциональной сферы ребенка и воспитанием его нравственных чувств.
Нравственные (моральные) чувства своим содержанием имеют отношение человека к человеку и — шире — к обществу. Основанием оценки, которую объективно получают эти чувства со стороны окружающих, являются моральные нормы, регулирующие поведение личности во всех сферах ее общественной жизни. К нравственным чувствам относятся: любовь (в широком и узком значении этого слова), сострадание, доброжелательность, гуманность, преданность и др. Исключительно важную роль играют советский патриотизм, гордость за Родину, преданность Коммунистической партии и другие чувства, выражающие и отражающие эмоциональное отношение советского человека к интересам социалистического общества. Возникающие на основе коммунистического мировоззрения, эти высокие нравственные чувства выступают как внутренние побудительные силы, реализующиеся в общественно полезной трудовой деятельности советского человека.
Следуя тому же критерию — соответствие или несоответствие нормам коммунистической морали, могут быть выделены
Раздел аморальные, безнравственные чувства: жадность; эгоизм, жестокость, злорадство, надменность, себялюбие :и др.
Вопрос о воспитании чувств, и особенно нравственных чувств, остается одним из наиболее важных в работе педагога. Формирование нравственных чувств подрастающего поколения обеспечивает фундаментальную основу высокой гражданственности человека социалистического общества.
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.