Художественная литература и фольклор важные средства формирования личности ребенка и развития речи, средство эстетического и нравственного воспитания детей. Литература и фольклор влияют на формирование нравственных чувств и оценок, норм поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств.
Чувство — особая форма отношения человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием потребностям человека. Чувство, как эмоциональное отношение человека к многообразным явлениям и сторонам действительности, выявляет в характере этого отношения особенности данного человека, его моральные убеждения, его внутренний мир.
Особую группу чувств составляют высшие чувства: нравственные, эстетические, интеллектуальные.
«Те высокие нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания»
Проблема нравственного воспитания всегда волновала педагогов. В разные исторические периоды жизни общества выдвигалось на первый план свое содержание воспитания. Воспитанию нравственных чувств в истории русской, советской и прогрессивной зарубежной педагогики всегда уделялось большое внимание. В трудах К. Д. Ушинского, В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова, А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского отмечается, что дети рано начинают чувствовать доброту и справедливость со стороны взрослых, сверстников и чутко реагируют на различные проявления недоброжелательности к ним.
Психологи и педагоги подчеркивают, что чувства детей наиболее интенсивно развиваются в дошкольном детстве. Они могут проявляться и в отношении ребенка к самому себе (чувство собственного достоинства, превосходства или, наоборот, чувство неполноценности, уверенность или отчаяние и др.), и в отношении к другим людям (симпатия или антипатия, сочувствие, злоба, гнев, безразличие, чувство дружбы, любви, товарищества, чувство стыда, вины и др.), к коллективу (чувство коллективизма, солидарности), к искусству (эстетические чувства).
Маленькие глухие и слабослышащие дети имеют недостаточный опыт общения и не всегда полно понимают нормы и правила поведения в различных ситуациях, не умеют общаться. Бедность их социальных представлений связана с недостаточным житейским опытом, а также невозможностью влиять на них с помощью речи, через чтение детской литературы.
Многие исследователи (Ушинский К.Д, Белинский В.Г, Добролюбов Н.А, Герцин А.И, Н.К. Крупская и др.) отмечают, что необходимо заниматься изучением особенностей нравственных чувств и их коррекции у детей с нарушениями слуха в процессе их развития. Целенаправленные занятия по формированию нравственных чувств приучают ребенка ориентироваться в окружающем мире. Он учится выделять существенные связи и отношения между объектами, что приводит к росту его социального развития. Поэтому изучение данной проблемы имеет теоретическое значение.
Цель. Определить влияние чувашской народной сказки на формирование нравственного воспитания детей с нарушениями слуха.
Для достижения данной цели требовалось решение следующих задач:
- изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования нравственных чувств у детей;
- изучить специфику нравственных чувств у детей с нарушениями слуха;
- определить влияние чувашской народной сказки на формирование нравственных чувств у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха;
- Проанализировать результаты исследования;
Предметом нашего исследования является формирование нравственных чувств у детей дошкольного возраста.
Относительно целей и задач исследования определяются методы.
1) анализ психолого-педагогической литературы по формированию нравственных чувств;
2) констатирующий эксперимент;
3) количественный и качественный анализ полученных данных.
В соответствии с предметом и объектом определяется гипотеза исследования - предположение о том, что использование чувашской народной сказки, положительно влияет на воспитание нравственных чувств детей дошкольного возраста с нарушениями слуха.
База исследования: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 26» для детей с нарушениями слуха города Чебоксары.
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.