Преступность как форма проявления делинквентного поведения детей и подростков

Новое об образовании » Социализация детей с девиантным поведением » Преступность как форма проявления делинквентного поведения детей и подростков

Страница 7

Подавляющая часть тяжких преступлений, имеющих харак­тер немотивированной жестокости, таких как убийства, хулиганство, тяжкие телесные повреждения, совершается подрост­ками в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Совершение преступлений в таком состоянии считается отягча­ющим вину обстоятельством. Выявлено, что подавляющая часть осужденных стали рано курить, употреблять спиртные напитки, чему способствовал пример взрослых, в том числе и родителей, а также по примеру друзей вдыхать пары токсичных средств, применять наркотики.

Часть преступлений совершается несовершеннолетними совместно со взрослыми. Такие преступления обычно гото­вятся заблаговременно. Взрослый преступник надеется, что в случае разоблачения подросток возьмет на себя вину из-за «чувства товарищества» и клятвы, уверяет его, что в случае судебного разбирательства ему дадут небольшой срок, услов­ное осуждение или отсрочку приговора. Стремясь к незави­симости и самостоятельности, но неготовые к этому, подро­стки легко поддаются внушению и психологическому воздей­ствию антиобщественных элементов. То, на что несовершен­нолетний не решился бы в одиночку, становится реальностью в группе.

Часть подростков, совершая преступление, расценивает это как озорное действие. Они не видят грани, где нарушение пере­ходит в преступление. По проведенным опросам, лишь 50% несовершеннолетних осужденных знали, что совершают пре­ступление, 20% — предполагали, а остальные не знали и даже «не задумывались». Подавляющая часть из последней катего­рии правонарушителей расценивают свое нарушение как про­явление отваги, силы и смелости.

Отношение несовершеннолетних осужденных к воспита­тельной работе. Составным элементом педагогической харак­теристики несовершеннолетних осужденных является их отно­шение к основным средствам воспитательной работы и к режи­му отбывания наказания. Значительная часть из них соблюда­ет режим отбывания наказания, хорошо работает, учится, дис­циплинирована.

Однако другая часть ведет себя иначе. Эти осужденные не желают учиться и работать, отрицательно относятся к воспитательным мероприятиям, стремятся извлечь выгоду из различных своих действий, завоевать авторитет любым способом, вплоть до нарушений режима и совершения преступлений. Вместе с тем и эта категория осужденных неоднородна, в ней можно выделить три основных типа поведения, каждый из ко­торых имеет свои особенности:

• Для первого типа характерны недисциплинированность, проявление грубости, притеснение более слабых, участие в группировках, т. е. допущение мелких нарушений.

• Второй тип характеризуется драками и избиением неугод­ных, тягой к «воровским традициям», допущением грубых на­рушений.

• Наиболее сложным является тип поведения, для которого характерны стремление к созданию группировок отрицатель­ной направленности, злобность, цинизм, мстительность, враж­дебное отношение к администрации, склонность к нарушениям режима и преступлениям, внушение окружающим идеи о сво­ей исключительности, превосходстве над другими осужденны­ми.

Особая категория несовершеннолетних осужденных — те, поведение которых только внешне соответствует режимным требованиям: они ведут скрытый образ жизни и при определен­ных условиях могут нарушать дисциплину и совершить пре­ступление. Частыми нарушителями дисциплины являются и осужден­ные с отклонениями в психике, многие из которых до соверше­ния преступления состояли на учете в психдиспансере. Очевид­но, что необходимо отдельное содержание таких осужденных, однако в настоящее время они отбывают наказание в общих воспитательных колониях.

Особенности общения несовершеннолетних осужденных. На несовершеннолетних большое влияние оказывает начальный период пребывания в воспитательной колонии, адаптации к условиям жизни. Адаптация может быть положительной и от­рицательной, но может иметь черты и той и другой. В течение этого периода идет борьба за достойное место, распределяются социальные роли, обусловленные статусом подростка, который он имел до осуждения или приобрел в следственном изоляторе. Данный период характеризуется возрастанием числа наруше­ний режима и преступлений.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9

Другое по педагогике:

История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...

Роль авторитета учителя

Роль авторитета учителя в учебном процессе

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.listeducation.ru