Большое количество осужденных (до 53%) воспитывались в неполных семьях, в детских домах и школах-интернатах. Отсутствие родителей или одного из них затрудняет нравственное воспитание, поскольку при этом, в основном, проявляется забота о том, чтобы ребенок был накормлен и одет. В семьях, где есть оба родителя, наблюдалось отсутствие понимания между взрослыми и детьми, пробелы в нравственном воспитании под- ростка, безразличие родителей к его проблемам, друзьям.
Изучение степени осведомленности родителей о ближайшем окружении ребенка показало, что 63,5% знали всех и хорошо, 28,6% знали не всех и плохо, 0,5% вообще никого не знали, 7,4% ответить на этот вопрос затруднялись [см. 34 - с. 98]. В 91,4% случаев родители получали информацию о месте, формах времяпрепровождения детей, их друзьях от самого ребенка, в 8,1% случаев периодически узнавали об этом от соседей, знакомых, учителей, 0,5% вообще не располагали никакой информацией.
Анализ исследований по данному вопросу позволяет сделать следующие выводы:
1. В силу высокой степени занятости взрослых членов современной семьи, отсутствия их надлежащего взаимодействия с педагогическими коллективами учебных заведений не обеспечивается полнота знаний и представлений родителей об истинном внутреннем мире подростка, его интересах и потребностях, формирующих обычно «слепую» любовь к ребенку. Такую односторонность родительских оценок и взглядов можно было бы устранить в результате улучшения контактов родителей со школой, где, как известно, более объективно фиксируются негативные черты поведения подростка как в виде деформации его правосознания, отклоняющегося поведения, так и антиобщественных проступков и правонарушений.
2. Осведомленность родителей о ближайшем окружении подростка вне семьи и контроль за ним обычно достигается:
• путем грубого, бестактного требования сообщать все интересующие их подробности о нем самом и о его товарищах;
• путем получения такой информации от третьих лиц;
• в результате своих собственных наблюдений за поведением ребенка, за его отдельными поступками.
Родители, как правило, пытаются навязать ребенку в товарищи и друзья того, кто по нраву им, а не подростку, при этом дают всевозможные оценки его сотоварищам. Именно это зачастую отталкивает ребенка от родителей, делает его неоткровенным, вызывает естественное противодействие. Неумелость родителей в общении с детьми вызывает необходимость создания системы педагогического родительского всеобуча, например, путем проведения специальных семинаров, активного использования в этих целях средств массовой информации или же с помощью разработанной социальными педагогами и психологами системы «Служба семьи».
3. Мнения родителей о степени вероятности ребенка стать потерпевшим от того или иного преступления можно рассматривать, во-первых, как отражение вполне естественной заботы или тревоги за судьбу ребенка на основе имеющейся у них различной криминологической информации и, во-вторых, как некоторую гиперболизацию существующей угрозы подростку стать потерпевшим.
Тем не менее, такая ориентация родителей предполагает наличие реально существующих «горячих» точек проблемы, что само по себе должно учитываться правоохранительными органами и социально-пе-дагогическими службами как в организации работы по предупреждению преступлений в отношении детей, так и в ходе проведения разъяснительной работы среди родителей с целью изменения их не всегда верной ориентации, выработки адекватного восприятия реальной ситуации.
4. В большинстве своем сегодняшний родитель в силу правовой и педагогической неподготовленности не способен дать какие-либо рекомендации своему ребенку о правильной линии его поведения в случае совершения против него преступного посягательства. Отсюда возникает необходимость осуществления профилактики среди самих родителей или более старших членов семьи. Родители должны объяснить ребенку, как вести себя в конкретной создавшейся ситуации, научить ребенка быть внимательным, осмотрительным, осторожным, особенно при его знакомстве с неизвестными лицами или появлении в новых (незнакомых) местах. Опасность стать жертвой для подростка особенно возрастает в условиях крупного города. Главной линией поведения подростка здесь должно быть строгое выполнение запрета на посещение опасных мест (зон) с применением в «необходимых случаях» метода «шоковой терапии».
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.