В семилетнем возрасте у ребенка проявляется самосознание и самооценка. Воспитательная среда в условиях уважительного отношения к младшему школьнику поддерживает и развивает его индивидуальность, порождает личные смыслы учения и жизни; стимулирует к самостоятельному решению жизненных проблем в нестабильном социуме. Единство целей в урочной и во внеурочной деятельности позволяет учителю отслеживать развитие ребенка, уровень его творческого роста.
Главная задача при компетентностном подходе заключается в том, чтобы выявить эффективные способы, методики диагностики личностного роста ребенка.
Поэтапно, начиная с первого класса, учителя учат детей работать с основными компонентами учебника, составлять простой план письменного ответа, находить нужную книгу, статью, пользоваться справочной литературой. К четвертому классу школьники должны уметь пользоваться техническими средствами массовой информации (грамзаписи, телевидение, видеокино, компьютерной техникой). Это позволяет решить одну из задач современного образования – формировать способность человека к самостоятельному выходу за пределы собственной компетенции для поиска способов действия в новых ситуациях.
Главное, что следует поддерживать в учениках – процессы его духовно-нравственного развития и становления личности, уважение к себе, к окружающим. В связи с этим особая роль в работе с младшими школьниками отводится родителям. Они активные участники и многих мероприятий.
Задачи воспитательной работы (на примере 1 класса):
- на основе изучения личности учащихся создать максимальные условия для физического, интеллектуального и нравственного развития детей;
- воспитание сплочённого коллектива;
- воспитывать у учащихся стремление к ведению здорового образа жизни, развить это стремление во внутреннюю потребность каждого ученика;
- воспитывать сознательное отношение к учёбе, развивать познавательную активность;
- воспитание в детях уважения к себе и другим (взаимоотношения, взаимопомощь, доброе отношение друг к другу).
- формировать экологическую грамотность учащихся;
- развитие в детях чувства прекрасного: любовь к животным, природе, музыке, поэзии;
- укрепление связей с семьёй, распознавание психолого – педагогических знаний среди родителей.
Внеучебная деятельность в 1 классе организована по следующим направлениям и предполагает следующие цели:
Формирование положительного отношения к школе, учению.
№ |
Основные направления. Цели. |
Содержание работы |
Ответственные |
Дата |
1 . 2. 3 |
Работа над сплочением коллектива Развитие и поддержание интереса к школе, учёбе Формировать активную позицию школьника в учении, учить знания и навыки самостоятельно применять в жизнь. |
Организация работы в классе. Распределение поручений. Организация уборки своего рабочего места. Активизация работы на уроке, во внеклассной работе, использование иг.моментов. Соблюдение чистоты школьного двора, рабочего места за партой. Рейд «Живи, книга» Рейд «Чистые руки» Кл. час: Беседа «Мир эмоций и чувств» Кл. час: «Учимся правильно жить и дружить» (Практические игры) Кл. час: «Правила хорошего тона» (Учебные игры) Кл. час: «Портрет моего класса» (игра) |
Кл.рук. Кл. рук. учащиеся Учитель Уч-ся Учитель Учитель Кл.рук. Кл.рук. Кл.рук. Кл.рук. |
В теч.года Сентябрь В теч.года В теч.года В теч.года Декабрь В теч. года Март Октябрь Февраль Май |
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.