Формирование личности младшего школьника в условиях внедрения компетентностного подхода является актуальной проблемой образовательной практики. Это связано с тем, что, во-первых, необходимо определить набор компетентностей, возможных в этом возрасте, во-вторых выявить механизмы внедрения компетентностного подхода в деятельность учащихся и педагогов.
Джон Равен пишет: "Общество нуждается в новых убеждениях и ожиданиях. Но их нельзя развивать безотносительно к личным системам ценностей, и система образования, школьного и социального, должна это учитывать. Те, кто заинтересован в развитии компетентности, обязаны помочь людям задуматься о том, как должны функционировать организации и как они функционируют на самом деле, задуматься о своей роли и о роли других людей в обществе".
В настоящее время, время информационного бума, быстроменяющейся обстановки, в связи с изменениями в разных сферах общественной жизни обществу необходимо поколение молодых людей, которые будут чувствовать себя адекватно в новой обстановке, людей, умеющих мобильно ориентироваться в потоке информации, компетентно разрешать проблемы, возникающие в личной и профессиональной сферах жизни.
В связи с этим, "Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года" поставила перед образовательной школой ряд задач, одна из которых формирование ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования. Под ключевыми компетенциями здесь понимается целостная система универсальных знаний, умений, навыков, а так же опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся. Такой подход требует от педагога четкого понимания того, какие универсальные (ключевые) и специальные (квалификационные) качества личности необходимы выпускнику общеобразовательной школы в его дальнейшей деятельности.
Это, в свою очередь, предполагает умение педагога составлять ориентировочную основу деятельности совокупность сведений о деятельности, которая включает описание предмета, средств, целей, продуктов и результатов деятельности.
Внедрение компетентностного подхода, начиная с начальной ступени образования затруднено тем, что большинство школьных программ, используемых в современной начальной школе, создавались до появления компетентностного подхода.
В связи с этим уместен вопрос "Существует ли и реализуется ли компетентностный подход в современной начальной школе?".
На сегодняшний день в России уже достаточно много крупных научно-теоретических и научно-методических работ, в которых анализируются сущность компетентностного подхода и проблемы формирования ключевых компетенций такими исследователями, как: А.В. Хуторским, Л.Ф. Ивановой, А.Г. Каспржак, П.П. Борисовым, Н.С. Веселовской, И.А. Зимней, Т.Б. Табардановой, Г.А. Цукерман и др., а также и зарубежными учеными: Р. Барнеттом, Дж. Равеном (Великобритания), В. Вестером (Голландия) и др.
Несмотря на многочисленные теоретические исследования недостаточно разработаны методические основы внедрения компетентностного подхода на всех ступенях образования, включая начальную школу.
Это обусловило выбор темы исследования: «Реализация компетентностного подхода в организации внеучебной деятельности учителем начальных классов».
Проблема исследования: каковы условия эффективной реализации компетентностного подхода в организации внеучебной деятельности учителем начальных классов?
Объект: компетентностный подход в организации внеучебной деятельности учителем начальных классов.
Предмет: реализация компетентностного подхода в организации внеучебной деятельности учителем начальных классов.
Цель исследования: выявить педагогические условия эффективной реализации компетентностного подхода в организации внеучебной деятельности учителем начальных классов.
Гипотеза исследования: если целенаправленно проводить отбор способов построения внеучебной деятельности учащихся классного коллектива на основе компетентностного подхода, то эффективность содержательной, процессуальной, организационной, мотивационной сторон обучения и воспитания будет способствовать успешному становлению ключевых компетенций (в основе которых находится "умение учиться"), обеспечит их реальную социализацию.
Задачи исследования:
- изучить психологическую, дидактическую, методическую и правовую литературу по проблеме исследования.
- определить систему становления компетенций учащихся начальной школы и разработать формы организации внеучебной деятельности для её реализации.
- выявить и обосновать педагогические условия реализации компетентностного подхода при обучении и воспитании учащихся 1 класса.
- проверить эффективность разработанных положений на практике в экспериментальной работе.
В ходе нашего исследования мы планируем воспользоваться теоретическими (анализировать литературу, выделять конкретные приёмы работы) и практическими (реализовывать выделенные приёмы работы) методами.
База исследования: МОУ "Ныробская средняя общеобразовательная школа".
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.