Результаты исследования социализация подростков в социально-педагогическом отделе учреждения дополнительного образования детей

Новое об образовании » Применение инновационных форм социализации обучающихся в учреждении дополнительного образования детей » Результаты исследования социализация подростков в социально-педагогическом отделе учреждения дополнительного образования детей

Страница 2

Уровень социально-ролевых отношений определяется исходя из количества людей, входящих в круг социального общения респондента, реально присутствующих в его жизни и с которыми респондент имеет взаимодействие.

Высокий уровень – 23 человека (27%): в данную группу попали обучающиеся, у которых перечень людей, входящих в круг общения (родственники, друзья, знакомые, педагоги) больше перечня известных личностей, литературных и киногероев и пр.

Средний уровень – 45 человек (54%): в данную группу попали обучающиеся, чей перечень людей, входящих в их круг общения приблизительно совпадает с перечнем просто известных личностей и вымышленных персонажах.

Низкий уровень – 16 человек (19%): в данную группу попали обучающиеся, чей перечень по большинству состоит из литературных героев, персонажей компьютерных игр, актёров и пр.

Результаты представлены на рисунке 3.

Рисунок 3. Социально-ролевой аспект социализации

В целом примерно половина опрошенных обучающихся (54%) выделяет одинаковое количество людей относящихся к своему кругу общения и людей «недосягаемых». 19% имеют определённые проблемы в сфере социально-ролевых отношений, что выражается как предпочтение вымышленным героям перед реально существующими людьми. Высокий же уровень в данном случае может свидетельствовать о широком круге общения.

Второй этап исследования направлен на определение уровня социально-прецептивных отношений. Основным показателем служит спектр качеств и отношений, осознаваемых респондентом в общении и взаимоотношениях. За показатель определения уровня социально-перцептивных отношений мы берём дифференциацию оценок выписанных людей. В положительную оценку вошли такие определения как, умный, хороший учитель, отзывчивый и пр. В негативную оценку вошли определения: жадный, трус, скучный и пр. Недифференцированной оценкой являлись такие определения: нормальный, клёвый, сойдёт и пр. На основе этого показателя выделилось 3 уровня социально-перцептивных отношений.

Высокий уровень показали 13 человек (15%): в данную группу попали респонденты, у которых преобладала положительная оценка выписанных ими людей над отрицательной.

Средний уровень – 45 человек (53%): в данную группу попали респонденты в чьём перечне людей положительная и отрицательная оценка людей преобладает над недифференцированной.

Низкий уровень – 26 человек (32%): в данную группу вошли респонденты, которые своему перечню людей в основном давали недифференцированные оценки.

Данные представлены на рисунке 4.

Рисунок 4. Социально-перцептивный аспект социализации

Средний уровень значительно преобладает. Малый процент, попавших в категорию высокого уровня (15%), может объясняться нежеланием приписывать людям положительные характеристики.

Третий этап исследования направлен на определение уровня ценностно-смысловых отношений. Анализировалась шкала ценностей, на которой респонденты отмечали выделенных на предыдущем этапе людей. То, что находится на шкале ценностей выше отметки «Я» является для подростков ценностными ориентирами или идеалами, которым они стараются соответствовать и к которым стремятся. Оценка проводилась по следующим критерию спектра выделенных качеств людей, находящихся на шкале выше отметки «Я».

Высокий уровень -30 человек (36%): к данному уровню были отнесены респонденты, у которых по шкале ценностей выше отметки «Я» находилось примерно половина отмеченных людей.

Средний уровень – 40 человек (47%): к данному уровню были отнесены респонденты, у которых по шкале ценностей выше отметки «Я» находилось примерно половина или незначительно меньше половины отмеченных людей, при этом качество оценки носило положительный характер.

Низкий уровень – 14 человек (17%): к данному уровню были отнесены респонденты, у которых по шкале ценностей выше отметки «Я» не было никого из выписанных людей. Спектр выделенных качеств в большинстве случаев носил отрицательный характер.

Результаты представлены на рисунке 5.

Рисунок 5. Ценностно-смысловой аспект социализации

Исходя и представленных результатов в диаграмме, можно говорить о том, что в целом на данном этапе развития подростки имеют определённую ценностную структуру. Однако 17% опрошенных обучающихся в не имеют чётких представлений о своих ценностях и имеют трудности с адекватной оценкой себя.

Инновационные технологии социализации, которые были внедрены в образовательный и воспитательный процессы Дома детского творчества г. Таганрога, дали те необходимые результаты в социализации обучающихся. Педагоги дополнительного образования детских объединений, молодежных общественных организаций, городские клубы различных направленностей активно внедряли инновационные формы социализации: проектную деятельность, дебаты, совместную деятельность, тренинги по формированию социальных навыков. Все эти технологии способствовали развитию навыков социализации обучающихся: разрешать противоречия; делать свои выводы; принимать решения; успешно справляется с кризисами взаимодействия; проводить объективный анализ результатов своей деятельности; проявлять творческий подход в разработке проекте; стремится к самореализации, саморазвитию, получению новых знаний, умений.

Страницы: 1 2 3

Другое по педагогике:

История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...

Роль авторитета учителя

Роль авторитета учителя в учебном процессе

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.listeducation.ru