Опросник, направленный на определение особенностей социализации подростка состоит из 20 вопросов (Приложение 1). Опросник составлен на основе методики ЛПП (личной профессиональной перспективы) (Н.С. Пряжников), а также на основе компонентов социализации, выделенной Г.М. Андреевой: деятельность, общение, самосознание. Исследование проводилось с 90 обучающимися в объединениях городского клуба «Дебаты», «Эколог», «Турист» (возраст от 16 до 18 лет). Тренажер дсп. Купить по ссылке: https://www.npcprom.ru
В исследование показателя «деятельность» вошли вопросы:
На данном этапе вашей жизни, что для вас является самым главным?
О какой профессии вы мечтаете в идеале?
А в какой профессии вы реально представляете себя работающим?
Как должен выглядеть представитель выбранной вами профессии?
Какие трудности вы видите на пути к достижению своей профессиональной цели?
Что может помочь вам в овладении данной профессией?
Какие возможности вы для себя видите после окончания школы?
Оценка компонента социализации «деятельность» происходила на основе следующих критериев:
– ориентировка в системе связей (умение находить систему и связи между отдельными показателями к достижению поставленной цели);
– центрирование вокруг главного (умение выделить из множества занятий главное, на которое направить все силы);
– принятие и освоение новых ролей (умение видеть переходы в будущем от одной роли к другой).
На основе данных критериев мы выделили 3 уровня социализации подростка по показателю «деятельность»:
Высокий уровень – 27 человек (32%): в данную категорию попали респонденты, в ответах которых была чётко выделена желаемая профессия, представление о данной профессии, определённые планы по её достижению, представление о препятствиях и трудностях на пути к её овладению.
Средний уровень – 31 человек (36%): в данную категорию попали респонденты, в ответах которых была чётко выделена желаемая профессия, есть определённые представления о ней, но планы размыты.
Низкий уровень – 26 человек (32%): в данную категорию попали респонденты, в ответах которых наблюдалось различие между желаемой профессией и той, в которой они реально себя представляют, а также обозначение нескольких несовместимых профессий. Соответственно отсутствие планов по достижению и освоению профессии.
Результаты представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Аспект социализации «деятельность»
Как видно на диаграмме, результаты распределились почти поровну. Одинаковое количество обучающихся, которые уже имеют представление о будущей профессии и которые не имеют никакого представления о том, чем они будут заниматься в будущем.
В исследование показателя «общение» вошли вопросы:
Как у вас складываются взаимоотношения со сверстниками?
Общаетесь ли вы с людьми, разделяющие ваши взгляды на будущую профессию?
Кто входит в круг вашего общения?
Считаете ли вы, что можете свободно выражать свои чувства перед друзьями и близкими людьми?
Как вы считаете, можете ли вы доверять людям?
Оценка показателя социализации «общение» происходила на основе следующих критериев: количество контактов (в том числе учитывался возраст знакомых, сверстников); децентрация (умение ориентироваться на партнёра); качество взаимоотношений (глубокими или поверхностными являются отношения). Аспект социализации представлен на рисунке 2.
Высокий уровень показали 33 человека (39%). В данную категорию попали респонденты, в чьих ответах был перечислен широкий круг общения, не ограничивающийся одноклассниками, но где указывались друзья, близкие, а также круг знакомых. В чьих ответах выражалась глубина отношений и доверие к определённому кругу людей.
Средний уровень 34 человека (40%) в данную категорию попали респонденты, которые указывали очень широкий круг общения, но в чьих ответах не было глубины отношений и отсутствовало доверие даже к близким людям.
Низкий уровень: 17 человек (21%) В данную категорию попали респонденты, которые ограничили свой круг общения 2–3 людьми и родителями, или же которые указали, что вообще мало общаются и не имеют друзей. У таких подростков взаимоотношения с одноклассниками складываются тяжело, что ведёт за собой и трудности установления контактов с людьми за пределами школы.
Рисунок 2. Аспект социализации «общение»
Данные указывают на то, что аспект «общение» у обучающихся в городских клубах находится на достаточно высоком уровне, но 21% подростков имеют значительные трудности с установлением контактов и отношений.
Второй методикой, направленной на описание особенностей социализации подростков является методика «Я и другие». Как отмечалось ранее данная методика проходит и обрабатывается в три этапа.
Первый этап исследования направлен на определения уровня социально-ролевых отношений. Основным показателем является спектр социальных ролей. В данном случае были выбраны следующие категории: пол (мужской – женский); родственники, друзья, знакомые; учителя; известные личности (исторические личности, деятели культуры, науки, политики, спорта, звёзды эстрады); киногерои, литературные герои.
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.