Анализ таблицы позволяет сделать вывод о том, что читательская самостоятельность представляет личностное свойство школьника, которое можно считать конечной целью и объективным показателем деятельности младших школьников по чтению. Читательская самостоятельность проявляется в устойчивой потребности обращаться к книгам, в осознанном выборе материала для чтения, в способности эффективно применить в процессе чтения приобретенные знания, умения и навыки.
На основе анализа трудов отечественных и зарубежных ученых рассмотрим принципы организации уроков внеклассного чтения.
Таблица 1.2 Принципы организации внеклассного чтения, предложенные разными авторами
Исследователь |
Основные принципы организации внеклассного чтения |
О.Джежелей |
учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся |
С.Михалков, Т.Полозова |
ориентация на общее требование связи обучения с жизнью |
О.Джежелей |
последовательное усложнение учебного материала и увеличение самостоятельности учащихся |
Т.Калечич |
связь классного и внеклассного материала |
Н.Светловская |
комплексный подход: при организации уроков внеклассного чтения должна решаться не одна профессиональная задача, важно, чтобы каждый урок решал максимум возможных задач |
М.Качурин |
тематическое и жанровое разнообразие учебных материалов |
К.Мальцева, М.Борисова |
взаимосвязь отечественной и зарубежной литературы |
Н.Светловская |
внеурочная подготовка учащихся |
Анализ таблицы позволяет сделать вывод о необходимости использования на уроках внеклассного чтения все перечисленные принципы, ибо правила их реализации во взаимосвязи позволяют развивать читательскую самостоятельность младших школьников. О.Джежелей [9] отмечает, что в соответствии с задачами обучения и уровнем читательской подготовки учащихся к урокам внеклассного чтения в 1- м классе подбирается два вида детских книг: а) для индивидуально работы, т.е. для самостоятельного чтения-рассматривания на уроке; б) для коллективной работы (текст читается вслух учителем).
Для индивидуальной работы отбираются книги в типовом оформлении, соответствующие нормам гигиены самостоятельного чтения, объемом от 8 до 30 страниц, из которых учащиеся индивидуально, самостоятельно (про себя) по указанию и под наблюдением учителя читают художественные или научно-художественные произведения от 60 до 400 слов.
Для коллективной работы на уроках внеклассного чтения в 1 – м классе отбираются детские книги в усложненном оформлении, из которых учитель читает вслух детям сказки, стихи, загадки объемом от 500 до 1500 слов.
О.Джежелей указывает на то, что основным содержанием уроков внеклассного чтения в 1-м классе является работа с группами книг (от 2-х до 4-х). Ведущим методом обучения является чтение-рассматривание книг, т.е. освоение книг в единстве текста и внетекстовой информации, которая нацелена на помощь читателю в понимании текста. Начинающий читатель должен сразу приучить себя самостоятельно использовать эту помощь, опираться на нее. Если этого не произойдет, книга не заставит читателя думать над ее содержанием и самостоятельное чтение не будет ни воспитывающим, ни развивающим.
Таким образом, мы видим, что ведущее место в комплексе умений и навыков чтения занимает такой компонент как осознанность, понимание того, что ребёнок читает. И это не удивительно, ведь чтение осуществляется ради того, чтобы получить определённую информацию, узнать что-то новое, наконец, получить удовлетворение от самого процесса чтения, от знакомства с произведением словесного искусства. Именно поэтому тексты на начальном этапе обучения чтению должны быть короткими, фразы – простыми, слова – знакомыми, шрифт крупный.
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.