Рост интереса к проблемам воспитания читателей школьников в 60-х годах подтверждается также появлением научных публикаций, в которых предлагалось введение специальных занятий - уроков внеклассного чтения. До этого времени, хоть в программах для начальных классов значилось внеклассное чтение, часы для него учебным планом не отводились.
Предусматривалось, что внеклассное чтение должен организовывать классный руководитель вместе с библиотекарем. Этому должна была способствовать система внеурочных мероприятий: литературные утренники, игры, викторины и пр. Со временем обеспокоенность педагогической общественности, вызванная снижением интереса детей к книге, принудила искать новые пути руководства внеклассным чтением.
Исследования Н.Светловской, которые велись в 1965-1968 гг., показали, что в начальных классах необходимо внедрить специальные уроки внеклассного чтения, которые имеют свои специфические задания, свое содержание и особенные организационные формы. В 1969 году система работы с детской книгой, разработанная Н. Светловской, была утверждена МО РСФСР, а с 1972-1973 гг. внедрена и в Украине. Методические рекомендации и тематика занятий по внеклассному чтению были разработаны в отделе начальной учебы НИИ педагогики УССР при участии отечественных ученых Н.Скрипченко и Г.Вашуленко. Таким образом, с 1972 г. урок внеклассного чтения стал в украинской школе основной формой руководства самостоятельным детским чтением.
В последние десятилетия отдельные аспекты проблемы формирования читателей-школьников нашли свое решение в научных трудах отечественных ученых Н. Скрипченко, О. Савченко, Г. Наумчук, Г. Ткачук и др.
Теоретическую базу последующих исследований обогатили такие основные положения, освещенные в их работах: о ценностных ориентациях общеобразовательной подготовки учеников (О. Савченко); о первоосновах литературного образования в начальном звене школы (Н. Скрипченко); об основных требованиях к внеклассному чтению младших школьников (Г. Ткачук); о взаимосвязи классного и внеклассного чтения как средства формирования читательской самостоятельности младших школьников (Г. Наумчук); об обогащении содержания читательских умений (Л.Иванова).
Современная методическая наука, используя лучшее достояние педагогического наследства, определила основные направления литературного образования школьников; установила требования к умениям учеников начальных классов относительно работы с книжкой; очертила содержание и структуру занятий по внеклассному чтению. Однако решение первоочередного задания современной школы - формирование духовно богатой личности гражданина суверенной Украины - нуждается в использовании новых резервов ее начального звена. Цели, обозначенные в Государственной национальной программе «Образование» («Украина ХХІ века») и в Концепции литературного образования (Н. Волошина, Е. Пасечник, Н. Скрипченко, П. Хропко), требуют обновление учебно-воспитательного процесса. Все это предопределяет необходимость повышения уровня развития читательской самостоятельности младших школьников. Значительные возможности для решения поставленных задач заложены в повышении их эффективности путем усовершенствования форм и использования самых рациональных методов и приемов учебы.
Главная цель современной школы – формирование образованной, культурной личности. Путь к достижению этой цели – введение учащихся в культуру, освоение ими культурных и нравственных образцов, выработанных человечеством в целом и народом своей страны.
Задача образования, поставленная сегодня перед школой, качественно иная, чем задача обучения. Ее суть определяется словами «образование» и «развитие» и состоит в том, что ученик сам в своей личностно-мотивированной деятельности создает, свой образ по неким нравственным, общечеловеческим культурным образцам. Образцы эти находятся в жизни и в искусстве, познавая которые ребенок осваивает нравственные образцы, делает их своими, усваивает нравственные ценности. Поэтому трудно переоценить значение литературного чтения в решении задач образования, развития и воспитания учащихся, особенно в наше время, когда современная жизнь с СМИ скорее разрушает вековечные нравственные ценности, чем утверждают их в сознании подрастающего поколения.
Но как же заинтересовать ребенка книгой? Как научить ребенка любить книгу? Ведь современные дети не любят читать, они читают мало и с неохотой. А ведь от их умения читать в дальнейшем зависит качество всего процесса обучения. Не научившись хорошо читать, ребенок не сможет прочитать задачу по математике, подготовить реферат или сообщение по какой-либо теме, а для слабочитающего ребенка будет и вовсе непосильной задачей. Как показывает практика, если ребенок недостаточно хорошо читает, его грамотность оставляет желать лучшего, устная речь недостаточно развита. Поэтому научить ребенка читать, пользоваться книгой как источником знаний и информации, приобщить учащихся к миру книг и тем самым способствовать развитию самостоятельности читательской деятельности – главная задача учителя начальных классов. Дать понять учащимся, что чтение – это духовная пища каждого воспитанного человека. А со стремительным вторжением в нашу жизнь достижений научно технического прогресса эта задача стала актуальна как никогда раньше.
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.