Общая психологическая характеристика и типология компьютерных игр

Новое об образовании » Компьютерная игра как средство развития познавательного интереса младшего школьника » Общая психологическая характеристика и типология компьютерных игр

Страница 9

Разброс игровых сюжетов современных симуляторов очень широк, можно отыскать игры, моделирующие практически любую сферу человеческой деятельности, для которой важно передвижение, динамика внешних действий (спорт, авиация, автомобиль, военные действия .).

В этих играх операционально-техническая сторона деятельности доведена до максимума. Создаются аппаратные средства, приближающие действие к реальному – педали, руль, шлемы, перчатки. Эти игры ближе всего к виртуальной реальности, они создают эффект присутствия в ситуации, реальности игрового действия. Смысл действий задан в виде целей «миссии», роль – в виде фотографии и «личного дела» героя. Но включенность в ситуацию, реальность действий делает героем игры самого человека их выполняющего «alter ego», представленное в начале игры практически исчезает. Эта включенность в ситуацию несет большие возможности для выпуска агрессии, снимаются привычные барьеры, так как сама ситуация противостояния провоцирует жесткие, агрессивные действия. С одной стороны можно говорить об отсутствии роли, с другой о возможности переноса. Было показано в эмпирических исследованиях, что мера интерактивности влияет на последующий перенос действия.

Сознание себя как летчика, бойца или водителя возникает в играх-симуляторах не в результате принятия роли героя, а с приобретением навыков, умения «водить автомобиль», «драться», «вести воздушный бой». Происходит максимально близкое к реальному проживание невозможного в обычной жизни, вместо детского игрового нереального проживания невозможного (с обручем вместо руля самолета, диваном-кораблем), но роднить их может реальность переживания, сознавания себя летчиком или водителем. Но если ребенок отыгрывает «идеального летчика» (солдата, водителя и т.п.), то в компьютерной игре предлагается стать реальным летчиком, с тренировочными полетами, с освоением всей технологической стороны.

В играх-симуляторах переживания могут быть самыми различными в зависимости от характера моделируемой деятельности – от радостного чувства полета до агрессии и страха. Переживания очень реальны и, по нашим наблюдениям, дети младшего возраста могут испытывать очень сильный страх даже при наблюдении игры взрослого. Эти игры предоставляют возможность реализации неосуществимых желаний, пробу недоступных форм поведения. В симуляторах скорей, чем в стратегических играх, появляется удовольствие от самого процесса игры, от проживания (но не роли, а самого себя) в необычных ситуациях.

Партнерство в одиночной игре не может возникнуть за отсутствием роли и образа «другого» (не с кем!), но при многопользовательском варианте (игра через Сеть) возникают социальные отношения в пространстве игры. Игроки встречаются, создают устойчивые группы, которые могут вызывать такие же «объединения» на борьбу, все это происходит в компьютерном пространстве, но это отношения между реальными людьми. Тогда игра становится своеобразным местом и поводом для общения. Здесь как раз может возникнуть двойной план отношений – противники по игре могут быть друзьями в реальности. Возможно, здесь возникает и роль – как некоторые особенные характеристики играющего как, например, солдата, отличные от особенностей его как реального человека. Но видимо осмысление того, какой я солдат (отличный от других солдат), возникает только, когда на меня смотрит другой человек. Роль воспринимается глазами другого и существует относительно его позиции, в его отсутствие играющего не интересует, каким он представляется солдатом (кого он играет).

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Другое по педагогике:

История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...

Роль авторитета учителя

Роль авторитета учителя в учебном процессе

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.listeducation.ru