Определенное влияние на развитие регионального законодательства, по мнению некоторых специалистов, оказывают положения Закона об образовании, в соответствии с которыми разграничение компетенции в области образования между законодательной и исполнительной властью субъектов Российской Федерации, а также между их органами регулируется законодательством субъектов Российской Федерации. Эти положения, по существу, стали причиной раздробления единства правового регулирования образовательных отношений на региональном уровне. Появилась возможность для принятия около 100 вариантов разграничения компетенции в области образования между органами законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации. В результате одни и те же отношения регулируются на территории разных субъектов совершенно разными по своей юридической силе правовыми актами.
В числе других упущений регионального законодательства следует отметить наличие декларативных норм, большое число законотворческих ошибок, недостаточную законотворческую активность отдельных субъектов Российской Федерации, медленное формирование регионального законодательства как упорядоченной системы. В правотворчестве субъектам Российской Федерации следует руководствоваться, по крайней мере, двумя принципами. Во-первых, федеральные законы, изданные в пределах компетенции федеральных органов, имеют неоспоримый приоритет по отношению к законам региональным. Во-вторых, законы субъектов Российской Федерации в целях ограниченного дополнения и конкретизации федерального законодательства должны содержать только первичные нормы по вопросам, отнесенным к их компетенции.
Нынешний этап развития регионального законодательства нацелен на устранение уже отмеченных недостатков, реализацию первоочередных задач модернизации российского образования, более активный учет социально-экономических особенностей регионов. Так, Губернатор Челябинской области принял в новой редакции закон об образовании, который существенно отличается от первоначальных редакций, который отразил особенности реализации положений Закона РФ об образовании.
Содержание принятых в последнее время региональных законов об образовании, имеющих общий характер и предмет регулирования которых совпадает с аналогичным федеральным законом, наполняется по нескольким направлениям. Прежде всего, законодатели на региональном уровне ведут активный поиск пути повышения финансовой стабильности системы образования. В условиях, когда сложилась практика хронического недофинансирования образования, субъекты Российской Федерации вынуждены находить дополнительные источники привлечения финансовых средств.
Повышение государственных гарантий приоритетности образования на уровне субъектов Российской Федерации, как правило, включает стабилизацию финансирования образовательных учреждений, социальную поддержку работников системы образования, предоставление дополнительных по отношению к федеральным формам социальной поддержки учащихся, воспитанников.
Так в ряде случаев в нарушение законодательства взимается плата за обучение в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в рамках государственных образовательных стандартов.
Например, закон «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в области образования отнес организацию предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района.
Кассационная коллегия Верховного Суда РФ в Определении №КАС03–137 от 3 апреля 2003 г. пришла к выводу, что ни федеральным законом, ни Конституцией РФ не предусмотрено бесплатное содержание детей в дошкольных учреждениях. Тем самым высшим судебным органом было однозначно разграничено дошкольное образование и содержание детей в дошкольных учреждениях: за реализацию дошкольной образовательной программы взымать плату с родителей нельзя, а вот за содержание детей – можно.
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.