В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 15, п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципальных районов и городских округов относятся:
– организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования.
Вместе с тем, принятые в субъектах Российской Федерации законы, а их перечень насчитывает несколько сотен, заметно дополняют и обогащают федеральное законодательство в области образования с учетом национальных, социально-экономических, культурных и других особенностей регионов, устанавливают дополнительные, по отношению к федеральным, гарантии реализации конституционного права граждан на образование и социальные гарантии педагогическим работникам.
Актуальным направлением совершенствования законодательства об образовании является дальнейшая оптимизация соотношения федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.
Как показывает законотворческая практика, основные упущения действующего образовательного законодательства обусловлены недостаточно четкой и последовательной реализацией конституционных принципов разграничения компетенции различных органов государственной власти на федеральном и региональном уровнях.
Отрицательное воздействие на формирование законодательства Российской Федерации оказывают, прежде всего, нечеткие и непоследовательные правовые установления Закона об образовании в части определения компетенции Российской Федерации и ее субъектов. Данный Закон закрепляет: в ст. 28 – предметы исключительной компетенции Российской Федерации, а в ст. 29 – предметы исключительной компетенции ее субъектов.
Вместе с тем, органы местного самоуправления располагают достаточно обширным объемом полномочий в сфере организации деятельности дошкольных образовательных учреждений на территории муниципального образования. В их число входят планирование, организация, регулирование и контроль деятельности местных (муниципальных) органов управления образованием, образовательных учреждений в целях осуществления государственной политики в области образования. Иными словами говоря, органы местного самоуправления организуют и реализуют образовательные программы в образовательных учреждениях.
Как представляется, способы закрепления предметов ведения и полномочий Российской Федерации и ее субъектов, используемые в Законе об образовании, нуждаются в серьезном совершенствовании. Во-первых, они не соответствуют конституционным требованиям. Согласно Конституции РФ вопросы, относящиеся исключительно к ведению субъектов Российской Федерации, в специальном правовом регулировании со стороны федеральных органов государственной власти не нуждаются. Во-вторых, в Законе об образовании не определены «общие вопросы образования», являющиеся, согласно Конституции РФ, предметом совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. В-третьих, конкретные нормы ст. ст. 28 и 29 перечислены несистемно, без четкой классификации, имеют порой избыточный, неопределенный характер.
Очевидно, Закон об образовании должен ограничиться детальным закреплением предметов исключительного ведения Российской Федерации, а также предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
Статья 29 Закона об образовании должна дать исчерпывающий перечень предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, отнесенных к «общим вопросам образования». Основу, ядро этих «общих вопросов образования» должны составить собственно образовательные отношения как отношения между обучающимися, образовательными учреждениями, педагогическими работниками и иными лицами в процессе получения обучающимися общего или профессионального образования на основе государственных образовательных стандартов с выдачей специального документа о соответствующем уровне образования или квалификации.
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.