Эффективности работы по формированию навыков здорового образа жизни в работе с детьми младшего школьного возраста способствуют следующие условия: учет возрастных особенностей детей (образность детского восприятия и мышления, способность обобщать и систематизировать полученные представления, осознанность и целенаправленность формирования представлений на занятиях), комплексный подход к отбору содержания социальных, биологических и экологических представлений о здоровом образе жизни.
Ответственность за ухудшение здоровья школьников во многом лежит и на современной школе, которая стала "школой болезней": следуя за техническим прогрессом, она продолжает наращивать объем и интенсивность информации, уходит от проблемы благополучного самочувствия, физической и психической переносимости детьми школьных нагрузок, не отвечает современным требованиям гигиены и естественно-научным основам физиологии, вызывает дезадаптацию и хроническое переутомление школьников. Как показывает статистика, от 20 до 40% негативных явлений в здоровье подрастающего поколения связано с образованием, причем в начальной школе здоровы 11 из 100 детей, а в средней школе только 5.
В этих условиях проблема сохранения и укрепления младших школьников становится особенно актуальной. Сегодняшние дети - это будущее государства. В рамках государственной концепции сохранения здоровья детей большое внимание уделяется укреплению здоровья детей, и, прежде всего, формированию здорового образа жизни ребенка. Здоровье-сберегающий характер обучения и воспитания особенно важен в начальной школе, где ребенок получает базовые знания из многих наук, в том числе и о своем организме, на этом этапе происходит понимание и принятие ребенком ценности здорового образа жизни.
Можно предложить следующее содержание работы по обучению основам здорового образа жизни (ЗОЖ) младших школьников в условиях школы:
Первый раздел. Комплексный подход к обучению детей навыкам основ ЗОЖ. Это теоретический раздел, в который входят беседы о различных компонентах ЗОЖ: гигиена, закаливание, профилактика заболеваемости, физические упражнения в режиме дня, лекторий для родителей, дается комплексное определение понятия "здоровье".
Второй раздел. Закаливание, при реализации которого даются основы знаний детям и родителям:
о терморегуляции и значении тренировки аппарата терморегуляции, для профилактики простудных заболеваний;
о соответствии одежды ребенка не времени года, а температуре воздуха в помещении и на открытом воздухе в данное время дня;
о пользе хождения босиком (дома, на занятиях по физической культуре), так как при соприкосновении непосредственно с опорной поверхностью стоп происходит более интенсивное, чем при ходьбе в обуви, адекватное раздражение рецепторно-рефлексивных зон, расположенных на стопе. Посредством возбуждения этих зон стимулируются рефлекторные механизмы, интегрирующие взаимодействие различных функциональных систем организма. Воздействие на температурные рецепторы стоп приводит к адаптации системы терморегуляции, вследствие чего повышается сопротивляемость организма к действию неблагоприятных факторов;
о проведении закаливающих процедур с осуществлением самооценки различных параметров воздействий и ощущений. Метод биоуправления позволяет самим детям определять время процедуры закаливания, научиться более тонко воспринимать температуру воды и воздуха и регулировать объем данных процедур в зависимости от этих ощущений.
Третий раздел. Обучение детей основным гигиеническим навыкам (чистка зубов, умывание, утренняя гимнастика, проветривание и уборка помещения, гигиена одежды и обуви).
Четвертый раздел. Контроль за физическим развитием детей два раза в год по стандартной методике НИИ антропологии. В обследование включаются следующие признаки: длина тела (рост, см), масса тела (кг), окружность грудной клетки (см) в покое, на вдохе и выдохе, экскурсия грудной клетки (см).
Пятый раздел. Двигательная активность детей. Учитывая психологические возможности детского организма, в режим дня и в содержание физкультурных занятий, для повышения эмоционального настроя детей и создания положительной мотивации к занятиям и выполнению физических упражнений включать элементы ритмической гимнастики, шейпинга, стретчинга, танцевальные упражнения, использование дыхательных упражнений, элементов аутотренинга и йоги, подвижных игр и игровых упражнений.
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.