В целях совершенствования физкультурно-оздоровительной работы с младшими школьниками можно предложить использование следующих технологий:
1. Создание программы "Здоровый школьник" для ребят младшего звена школы.
Цель программы: профилактика ОРВИ, ОРЗ и повышение резистентности организма часто болеющих детей.
Формирование у детей, родителей, педагогов ответственного отношения к собственному здоровью.
Ожидаемые результаты
Снижение уровня заболеваемости.
Расширение знаний взрослых и детей о понятии "здоровья" и влияния образа жизни на состояние здоровья.
Умение использовать полученные знания для самооздоровления.
Основные принципы программы
Принцип научности – все предложенные и используемые мероприятия научно обоснованны и практически апробированы, направлены на укрепление здоровья.
Принцип доступности – основывается на том, что все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий. Такой выбор объясняется тем, что игра в младшем школьном возрасте является основным видом деятельности, а значит понятным и доступным для ребенка. Все составляющие части занятия просты и в основном уже знакомы детям и взрослым.
Принцип активности и сознательности – польза от занятий может быть только в том случае, когда взрослые и дети осознают что и для чего они делают. Весь коллектив взрослых, как педагогов, так и родителей, нацелен на поиск новых, эффективных методов оздоровления себя и детей и применение найденных методов на практике.
Принцип преемственности – учет разноуровневого развития и состояния здоровья, участвующих в оздоровлении; умение адаптировать содержание программы категориям разного возраста.
Основные направления и задачи программы
I. Профилактические:
Решение реабилитационных задач болеющих детей средствами физической культуры;
Предупреждение ОРВИ и ОРЗ методами неспецифической профилактики;
Выполнение санитарно- гигиенического режима;
Обеспечение семей часто болеющих детей всей имеющейся информацией о передовых и эффективных технологиях и методиках по оздоровлению детей;
Предоставление родителям права выбора метода закаливания ребенка.
Обеспечение оптимального режима реабилитации с индивидуализацией ее отдельных компонентов после перенесенного острого заболевания.
Формирование навыка правильного дыхания, правильной осанки, профилактика плоскостопия.
ІІ. Учебные:
Обучение основам оздоровительной гимнастики.
Совершенствование навыков владения точечным и самомассажем.
Обучение всем видам дыхательной гимнастики и дыхательных упражнений.
ІІІ. Коррекционные:
Увеличение жизненной емкости легких.
Увеличение физической работоспособности и выносливости.
Повышение сопротивляемости организма простудным и другим заболеваниям.
ІV. Валеологические:
Формирование осознанного отношения к своему здоровью и здоровью близких людей (стремление к здоровому образу жизни).
Создание благоприятных условий для оздоровления организма.
Формирование умений определять собственное плохое самочувствие и умение регулировать его.
Выработка гигиенических навыков.
V. Психологические:
Улучшение эмоционального состояния.
Снятие психологической напряженности.
Воспитание воли, сознательной дисциплины, организованности.
Развитие коммуникативных навыков.
Выполняя дыхательную гимнастику следует соблюдать следующие правила:
делать короткий активный вдох носом;
выдох выполнять через рот;
вдох делать одновременно с движением;
все вдохи-движения выполнять в темпе марша;
считать мысленно, про себя (счет в данной гимнастике идет по 8, а не по 5 или 10, как в традиционной).
Очень полезно развивать дыхательную систему игровым методом: надувать воздушные шары, пускать мыльные пузыри, дуть на плавающие игрушки (шарики, бумажные лодочки), дуть на вертушки, нюхать цветы, гасить пламя свечи, дуть на горячий чай, рисовать через трубочку, при помощи дыхания, играть на игрушечных музыкальных инструментах (дудочки, губные гармошки и т.д.).
При подготовке детей к проведению массажа, рекомендуется объяснять им:
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.