Содержание работы по воспитанию субъектной активности старших школьников

Новое об образовании » Формы и методы воспитания субъектной активности старших школьников » Содержание работы по воспитанию субъектной активности старших школьников

Страница 3

Общие принципы определяют стратегию отношений учителя с учениками и их общее содержание. Каждый принцип представлен как отрицание квазиценностного отношения к известным явлениям и утверждение гуманистических ценностей образования. Это принципы природо и культуросообразности воспитания, его ценностно-смысловой направленности, гуманизма, личностной деятельности, субъектного контроля, веры в ребенка (оптимистическая гипотеза), включения личности в значимую деятельность. Частные принципы способствуют созданию непосредственных условий для самоорганизуемого воспитания: это принципы самосовершенствования, самореализации в творчестве, готовности к ответственным действиям, самоуважения, учета опыта поведения, привычек, уровней аудио-визуальной культуры, развитости общения, учета профессиональных умений,учета индивидуальных психических процессов, учета особенностей характера и свойств нервной системы,учета половых и возрастных различий.

Педагогические условия - особая категория воспитательного процесса, представляющая собой специально организованную среду для востребования ценностно-смыслотворческого потенциала личностных структур сознания учащихся. Условия - это то, что необходимо учитывать и создавать в качестве поддерживающего фона самоорганизации: условия постановки общих и частных целей урока; условия для востребования ценностно-смыслового компонента сознания; условия для востребования ценностно-эмоционального компонента сознания и т.д. Общественные (социаль-ные) феномены свободы и культуры могут рассматриваться в качестве внешних условий, наиболее мощно влияющих на организованный процесс воспитания творческой личности. Но они должны быть надлежащим образом использованы, т.е. смоделированы учителем. В личностно ориентированном образовании в педагогических условиях реализуется гуманистическая функция образования. Ее суть состоит в том, что само понятие “условия” в его гуманистической трактовке принципиально не может содержать элементы принуждения. Условия или учитываются, или создаются для использования в воспитательных целях. Этим условие отличается от понятия “метод”. Условия представляют некоторую среду, объединяющую разнообразные возможности.

Это возможности оценивания, выстраивания определенных типов отношений (критичности, мотивирования, самоутверждения, самоактуализации и т.д.) к тому, что предлагается. Ценностно-смысловые условия способствуют выработке личностью мотивов для осмысленного отношения к предлагаемой воспитательной деятельности. Такое отношение в целом определяется способностью учителя оказывать разноплановую педагогическую поддержку учащимся. Она определяется: содержанием базовых ценностей (цивилизованность, сила личности, помощь, сильная позиция критичности, справедливость и т.д.) в их соотношении с деятельностью личностных структур сознания; изменение речевых стратегий обоих субъектов воспитания; определение уровня нравственной достоверности сведений, поступающих к ученику из всех источников: от родителей, сверстников, старших товарищей, СМИ и т.д.; прояснение сущности предлагаемых сведений с позиций сответствия их критериям нравственности; создание ситуаций выбора, результатом которого становится принятие решения по поводу достижения идеала; востребование множества альтернатив, обеспечивающих личности свободу поиска вариантов и направлений самоизменения и т.д. Ценностно-эмоциональные условия обеспечивают эмоциональность восприятия и осмысления учеником специфических действий учителя по созданию личностно ориентированной ситуации на уроке или на классном часе: принятие решения в процессе обсуждения той или иной проблемы; дополнение недостатка в объективной информации интуицией, которая может выступать в качестве основы для педагоической импровизации; “утепление отношений”; поощрение и раскрытие “малых талантов” и т.д.

Педагогическая работа с условиями поддержки самоорганизации личности воспроизводит деятельность сознания, продвигающегося от повторения чужого к производству своего. При такой организации учебного и воспитательного материала сознание начинает оперировать не столько заученным значением знания, сколько поиском источников его смысла, соотнесением его сущности с актуальными значениями, установлением причинно-следственных и интуитивных связей и т.д., т.е. осуществляет самоорганизацию личностных смыслов. Знания, преобразованные в смыслопоисковые умения, становятся основой для самостоятельного творчества, где идея и образ педагогического действия уже неразрывны.

Формирование субъектной позиции у подростков в игровой деятельности.

Воспитание - это организованное проживание жизни. Активное проживание жизни, как педагогом, так и воспитанником, воплощающееся в организованной деятельности. Педагог: эту деятельность организует, и именно он задает вопрос (сначала самому себе, а потом и коллективу детей): “что мы вместе будем проживать в данной деятельности. И если нет ответа на этот вопрос, тогда зачем она организуется?” Ученики: участвуют в организованной деятельности, сначала принимая цель педагога, а затем самостоятельно формулируя эту цель. (Вопрос: а если цели педагога и подростков – противостоят друг другу? Работа с целями…)

Страницы: 1 2 3 4

Другое по педагогике:

История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...

Роль авторитета учителя

Роль авторитета учителя в учебном процессе

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.listeducation.ru