Содержание работы по воспитанию субъектной активности старших школьников

Новое об образовании » Формы и методы воспитания субъектной активности старших школьников » Содержание работы по воспитанию субъектной активности старших школьников

Страница 2

Способ их познания - критическая рефлексия - позволяющая производить обращение к смыслотворчеству субъектов обучения вместо механического заучивания. Следствием такого представления учебного и воспитательного материала становится введение требования - “методологического императива" - постоянного пояснения субъектом обучения и воспитания своих смысловых значений рассматриваемого явления. Включение “обыденных” пониманий (экспертных оснований, приписываемых значений). Реализует одно из гуманистических требований, предъявляемых к человеку познающему, выбирающему. Оно состоит в необходимости постоянного пояснения им собственных значений феноменов учебного или воспитательного материала. Благодаря этому происходит включение вненаучных представлений в контекст науки, что обеспечивает появление личностного смысла. Он возникает при “встрече” обыденных пониманий и объективных (внешних, заданных) смыслов, которые неизвестны, но предугадываемы. Включение “обыденных”, донаучных пониманий старшими школьниками становится возможным при использовании их в качестве экспертов. Мнение эксперта содержит лишь момент субъектной истины. Оно не подлежит оценке на истину или ложь. Его задача - сопоставление различных ракурсов видения, рассуждения по аналогии и т.д. - экспертиза явления, условий его существования, развития, преобразования и т.д., где ориентация на истину становится "мягким", ценностным ориентиром.

Самоидентификация. Необходимым условием самореализации выступает преобладание в личностных смысловых установках позитивной стороны - соответствия чему-либо. Идентификация является условием начала становления личности, ее самореализации. Самоидентификация - это самоуподобление, самоотождествление и соответствие личности с кем-либо или с чем-либо. Между личностью и идентифицируемым с ней объектом предстоящей учебной или профессиональной деятельности должна быть организована эмоциональная связь, содержанием которой является переживание своей тождественности с объектом. Это - первый, высший уровень, осмысленная и эмоционально адекватная личности самоидентификация - полное соответствие. Второй, низший уровень, возникает как результат аффекта - кратковременного, сильно и бурно протекающего переживания в условиях искусственного самовозбуждения. Нравственность убеждающей коммуникации. Одним из основоположений синергетики является убеждающая коммуникация, где подход к анализу фактов и их ценностных аспектов базируется на нравственных принципах. Синергетика определяет возможность передачи психических состояний одних лиц другим, тем самым способствуя их взаимопониманию и взаимодействию. Аргументация выступает как рационально-логический способ убеждения, способствуя переходу безличной информации в личностно значимую. Для этого информация должна подпитываться личностной энергетикой убеждающего, которая, в свою очередь, дополняет рационально-логическое интуитивно-эмоциональными личностными особенностями. Соответственно, аргумент не может быть безнравственным, а личность его носителя становится своеобразным показателем нравственности. Необходимы дополнительные (помимо сиюминутно возникающих впечатлений) сведения об авторе информации - нравственная характеристика автора информации. Процессуальные ориентиры. Технология воспитания является моделью (алгоритмом) реализации педагогической концепции. Поскольку в личностно ориентированном воспитании речь идет о педагогической поддержке саморазвития личности, о создании условий для актуализации личностных структур сознания, то здесь нужна технология “выхода” на личность.

Личностные структуры формируют личностный опыт создания собственной картины мира. Феномен самоорганизации сознания связан с процессами осмысления, переосмысления и определенной дискредитации традиционного содержания знаний и опыта поведения, т.е. содержания обучения и воспитания, а также осмысления их новых ориентиров, “включающих” личностные структуры сознания в режим осмысленного, достаточно автономного поиска. Требуются новые технологические ориентиры, позволяющие рассматривать развитие существующих систем обучения и воспитания, их преобразование в гуманистические посредством развития личностных структур сознания “снизу”, создавая специфические условия для реальной самоорганизации педагогической деятельности. Обращая особое внимание на технологические возможности категорий ориентиров, принципов и условий, придавая им синергетическое значение внешне инициирующих нравственную деятельность сознания факторов, мы полагаем возможным гуманистическое уточнение понятия “воспитание”. Воспитание - это технологии обучения принципам жизни посредством творческого преобразования принципов в конкретные педагогические действия.

Обращение к принципам предоставляет учителю возможность мягкого и тонкого регулирования процесса передачи социального опыта. Оно придает ему характер самодеятельности, внося в нее ненасильственный элемент управления. Воспитание может быть рассмотрено и как совместная с учеником деятельность учителя, направленная на развитие способностей придавать и порождать смысл.Потребность в обучении учителя технологии творчества на уровне ориентации в общих подходах, в умении самостоятельно вычленять необходимые для творчества материалы, определили необходимость замены конкретных методов воспитания на принципы. Выступая в качестве условий, средств и ориентиров востребования личностного потенциала самоорганизации, они ненасильственно инициируют деятельность сознания на поиск смысла, построения собственной педагогической картины и своих действий в ней. Каждый из них представляет не только ориентир, но и примерную программу действий, которую учитель интерпретирует и адаптирует к себе и конкретным ученикам.

Страницы: 1 2 3 4

Другое по педагогике:

История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...

Роль авторитета учителя

Роль авторитета учителя в учебном процессе

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.listeducation.ru