Формы и методы воспитания субъектной активности старших школьников

Новое об образовании » Формы и методы воспитания субъектной активности старших школьников

Потребность современного российского общества в личности, способной к компетентному самоопределению, самообразованию и саморазвитию обусловила появление новых целей и ценностей в школьном образовании. Обозначилась тенденция к уходу от упрощенного понимания школьного образования как приобретения учащимися знаний по основам наук, формированию умений и навыков. Более широкий подход рассматривает его как процесс обретения растущим человеком своего образа – образа мыслей и действий, образа жизни в целом.

В настоящее время в отечественной психолого-педагогической науке оформляется парадигма развивающего образования. С позиций новой парадигмы ведущей целью школьного образования является воспитание личности, способной к свободному самоопределению, к управлению собственными усилиями в достижении намеченных целей. Достижение этой цели неразрывно связано с развитием у учащихся субъектной_активности.

Проблема субъектной активности, т.е. активности, развиваемой самим субъектом, им самим организуемой и контролируемой, стала предметом пристального изучения сравнительно недавно. Проявления субъектной активности возможны в разных сферах жизнедеятельности человека: предметно-практической деятельности, познании, общении и т.д. Оформление парадигмы развивающего образования привлекло особое внимание ученых к изучению субъектной активности в сфере познания, проявляющейся как умение учиться.

Термин «умение учиться» вошел в обиход массового педагогического сознания задолго до его научного осмысления.

Начиная с 80-х годов, умение учиться стало осознаваться как особое, в значительной мере определяющее успешность овладения всеми другими школьными умениями. Выделение группы школьников, обладающих нормальным интеллектом, но не справляющихся с учебной программой из-за низкого уровня развития организации деятельности, - привело к пониманию этого умения как совокупности навыков самоорганизации и применения оптимальных стратегий мыслительных и мнемических действий. Такой подход к пониманию умения учиться и основывающиеся на нем программы пропедевтики и коррекции «неумения учиться» развивался в работах многих известных зарубежных и отечественных авторов (Д.Хамблин, Н.Беннетт, Дж. Кэрролл, Б.Блум, Н.А.Менчинская, Н.Ф.Талызина, Л.А.Венгер, Н.Г.Салмина, Ю.К.Бабанский).

Авторы и разработчики теории учебной деятельности (В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин, Б.Д.Эльконин, В.И.Слободчиков, Г.А.Цукерман и др.) заложили иное понимание умения учиться. В трудах этих ученых проводится четкое различие между понятиями «умение учиться» и «обучаемость»: «обучаемыми называют тех учеников, которых легко учить, – «умеющими учиться» называют тех, кто способен учить себя сам. Мы разделяем данный подход к пониманию умения учиться. Полностью солидарны с представлением о том, что умение учиться проявляется вовсе не в добросовестном усвоении знаний, даваемых учителем, но – «в способности преодолевать собственную ограниченность» (В.В.Давыдов, В.И.Слободчиков, Г.А.Цукерман, 1992), менять себя, делать себя другим. За такой способностью стоит особое отношение к себе – особая Я-концепция, которая и позволяет человеку самоопределяться в жизненном мире.

Принципиально важным является вопрос об условиях и факторах, влияющих на развитие субъектной активности старших школьников. В качестве таковых исследовались: коллективно-распределенная учебная деятельность (В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин, Б.Д. Эльконин, В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман и др.), субъектный опыт (И.С.Якиманская, А.К.Осницкий), субъектная позиция (А.К.Осницкий, В.А.Петровский).

Однако, результаты этих исследований, по мнению самих авторов, пока «не позволяют самоуспокаиваться» (В.В.Давыдов, В.И.Слободчиков, Г.А.Цукерман, 1992). Лишь примерно у половины детей удается сформировать учебную самостоятельность.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс.

Предмет исследования: формы и методы воспитания субъектной активности старших школьников.

Цель исследования: выявление форм и методов воспитания субъектной активности старших школьников.

Гипотеза исследования: процесс воспитания субъектной активности старших школьников будет эффективным при использовании специально подобранной системы воспитательных форм работы.

Задачи исследования:

1.- анализ литературы по проблеме исследования;

2.- анализ ситуации на практике;

3.- анализ методов исследования субъектной активности старших школьников.

4.- выявление методик, способствующих воспитанию субъектной активности старших школьников.

Теоретическая значимость исследования: заключается в том, что в работе предпринята попытка систематизировать литературу по проблеме исследования.

Практическая значимость исследования состоит в том, что были применены методики, направленные на воспитание субъектной активности старших школьников.

База исследования: МОУ СОШ №15.

Методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования; тестирование.

Другое по педагогике:

История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...

Роль авторитета учителя

Роль авторитета учителя в учебном процессе

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.listeducation.ru