Воображение, его развитие, учет особенностей воображения в педагогическом процессе

Новое об образовании » Содержание образовательно-воспитательного процесса, педагогические и психологические аспекты обучения » Воображение, его развитие, учет особенностей воображения в педагогическом процессе

Страница 5

Малые группы м.б. референтными и нереферентными. Референтная – это любая реальная или условная (номинальная) группа, в к-ой ч-к добровольно себя причисляет или членом к-ой он хотел бы стать. В референтной группе индивид находит д. себя образцы для подражания. М. существовать и антиреферентные группы, поведение и психологию членов к-ых ч-к осуждает, отвергает.

Процесс развития лич-ти и кол-ва неразрывно связаны. Развитие лич-ти зависит от развития кол-ва, структуры межлич-х отношений в нем. С др-й стороны, активность воспитанников, уровень их физ-кого и умст-го развития, их возможности и способности обуславливают воспитательную силу и воздействие кол-ва. Развитие твор-ой индивидуальности детей и подростков связано с уровнем их самостоятельности и творческой активности внутри кол-ва. Чем самостоятельней уч-ся в кол-ой дея-ти, тем выше его статус в кол-ве, тем выше его влияние оказываемое на кол-в.

Пед-ка рассматривает вопросы создания кол-ва и использование его возможностей д. всестороннего развития лич-ти, как инструмента д. целенаправленного влияния на лич-ть не непосредственно, а опосредованно через коллектив. Теория коллективного воспитания получила практическое воплощение в опыте первых школ-коммун (С.Т. Шацкий), весомый вклад в разработку теории и практики кол-ва внес А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский. В настоящее время исследуются такие вопросы ценностной теории кол-ва, как массовое, групповое и индивидуальное в кол-ве, проблема коллективного целеполагания, тенденции развития кол-ва как субъекта воспитания и т.д.

Кол-в – это такая группа детей, которую объединяют общие, имеющие общественно ценный смысл цели и совместная дея-ть, организуемая д. их достижения. Каждый кол-в имеет свои органы управления и яв-ся частью более общего кол-ва. Только высоко развитый кол-в успешно выполняет свои соц-ые функции: яв-ся естественной формой социальной жизнедея-ти членов об-ва и главным воспитателем лич-ти.

Воспитательные функции кол-ва: организационная – детский кол-в становиться субъектом управления общественно полезной дея-тью; воспитательная – носитель и пропагандист идейно-нравственных убеждений; стимулирующая – способствует формированию нравственных стимулов всех общественно полезных дел, регулирует поведение членов, их взаимоотношения.

При организации кол-ой жизнедея-ти шк-ов нужно стремится к сочетанию различных форм первичных кол-ов, одни м.б. постоянные др. временные. Многообразие первичных кол-ов м. разделить на: организованные на основе разнообразной, в том числе учебно, дея-ти (классы…); организованные на основе одного вида дея-ти (кружки…); организованные на основе игровой и др-х видов дея-ти по месту жительства. По возрастному составу первичные кол-вы м.б. одновозрастными и разновозрастные. сплачивающим ядром кол-ва (по Макаренко) яв-ся актив. В число активистов надо подбирать наиболее деятельностных и пользующихся уважением шк-ов.

Этапы и уровни развития кол-ва. На 1 этапе в качестве средства, сплачивающего детей в кол-в, выступает единоличное требование педагога к уч-ся (выделении реально действующего актива, качественный уровень всех видов дея-ти). На 2 этапе проводником требований к лич-ти д.б. актив. Здесь вступает в силу метод параллельного действия. Актив должен получить реальные полномочия. 3-й этап сложившаяся система самоуправления. Высокий уровень социально-психологической зрелости превращает группу в новое социальное образование. Нижний уровень формирования кол-ва яв-ся группа-конгломерат – группа незнакомых детей собранных в одном пространстве. Группа получает свое название происходит номинализация группы (заранее определенные цели, виды дея-ти, условия взаимодействия с др. группами). Группа-ассоциация – начинается единая жизнедеятельность группы, появ-ся ростки коллективообразования. Группа-кооперация – успешно действующая организационная структура, межличностные отношения носят деловой хар-р. Группа-автономия – высокое внутренне единство. Члены идентифицируют себя с ней («Моя группа»). Группа-коллектив – становиться органичной частью более широкой общности. Коллективизм – чувство солидарности с группой, осознание себя ее частью, готовность к действиям в пользу группы и об-ва.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другое по педагогике:

История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...

Роль авторитета учителя

Роль авторитета учителя в учебном процессе

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.listeducation.ru