3. Перцептивная сторона общения. Перцепция – это процесс восприятия одним ч-ом др. ч-ка. Механизмы восприятия человеком человека. 1. Идентификация – это способ понимания др. ч-ка через уподобление себя др. 2. Эмпатия – это постижение эмоционального состояния др. ч-ка в форме сопереживания, стремление эмоционально откликнуться на проблемы др. 3. Рефлексия – обратная связь, к-я способствует коррекции понимания внутреннего мира друг друга. 4. Аттракция – процесс формирования привлекательности какого-либо ч-ка д. воспринимающего. Возникает в результате эмоционального отношения и проявляется в виде особой соц. установки на др. ч-ка. При равных условиях люди чаще принимают позицию того, к кому испытывают «+» чувства. Эффекты межлич-го восприятия: 1. Каузальная атрибуция – приписывание причин поведения др. ч-ку и интерпретация причин и мотивов поведения др-х людей. 2. Эффект ореола – формирование специфической установки на ч-ка, приписывание на основе нее определенных качеств. Инф-ия получаемая о ч-ке накладывается на образ, к-ый был создан ранее. Этот образ мешает видеть действительные черты партнера. 3. Стериотипизация – восприятие и оценка ч-ка на основе стереотипов.
Средства общения – выделяют вербальные и невербальные ср-ва общения. К вербальным (словесным), речевым относятся: устная и письменная речь, жесты, к-ми общаются глухие люди, тактильно-мышечная чувствительность при помощи к-ой общаются слепо-глухо-немые, выпуклые буквы. К невербальным относят: мимика, жесты 9приветствие), пантомимика (выражение лица, движения тела), проксемика (дистанция м/у людьми) выделяют интимную, личностную, социальную, деловую дистанцию, таксемика (прикосновение), облик (выражение лица, одежда, манера держаться).
Структура общения (три уровня): 1. Макроуровень: общение ч-ка с др. людьми Сложная развивающаяся сеть взаимосвязей индивида с др. людьми и социальными группами. 2. Мезауровень: сменяющаяся совокупность целенаправленных контактов или ситуаций взаимодействия, в к-х оказываются люди в процессе жизнедеятельности в определенное время. 3. Микроуровень: элементарные единицы общения – трансакции (вопрос-ответ, побуждение к действия – действие).
Педагогическое общение - это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия м/у педагогами и уч-ся, порождаемый целями и содержанием их совместной дея-ти. Основные трудности, к-ые испытывает педагог в общении с уч-ся, связаны с неумением наладить контакт, управлять общением уч-ся на уроке, выстраивать взаимоотношения и перестраивать их в зависимости от пед-х задач, трудности в речевом общении, неумение управлять собственным психическим состоянием. Проф-но-пед-ое общение – система (приемы и навыки) органичного социально- психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого яв-ся обмен инф-ей, оказание воспитательного взаимодействия, организация взаимоотношений с помощью коммуникативных средств. Пед-ое общение имеет динамику, соответствующую логике пед-го процесса. Отсюда его стадии: 1. Моделирование предстоящего общения в процессе подготовки к уроку или мероприятию; 2. организация непосредственного общения – «коммуникативная атака»;3. Управление общением в пед-ом процессе; 4. анализ осуществленной технологии общения и моделирование новой д. решения др-й пед-ой задачи. Стили пед-го общения: авторитарный, демократический, попустительский.
Пед-кий такт- соблюдение пед-го принципа меры в общении с детьми в самых разнообразных сферах дея-ти, умение выбрать правильный подход к уч-ся.
Малая группа – это немногочисленные по составу объединения людей, члены которого имеют общую цель и нах-ся друг с другом в непосредственном личностных контактах. Малую группу характеризует психологическая и поведенческая общность ее членов, к-ая выделяет и обособляет ее, придает ее относительную социально-психологическую автономию, отличает данную группу от остальных. Малые группы м.б. разными по количественному составу: от 2-3 до 30-40 ч-к; различными по структуре отношений, существующих м/у их членами; неодинаковыми по индивидуальному составу, характеру ценностей, норм и правил, к -х придерживаются их члены, межличностным отношениям, целям и содержанию дея-ти. Условными или номинальными наз-ся группы, к-ые объединяют людей, не входящих в состав ни одной малой группы. В противоположность им выделяют реальные группы. Естественные – группы, к-ые сложились сами по себе. Бывают формальными и неформальными (официальные и неофициальные). Формальные группы создаются и существуют лишь в рамках официально признанных организаций. Все естественные группы можно разделить на слаборазвитые и высокоразвитые.
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.