Системный подход, как всякое направление в науке, не остается неизменным, что является необходимым условием для рассмотрения его как развивающегося явления. Само понятие «развитие системного подхода» зависит от взгляда исследователя – объектно-натуралистического или методологического. Объектно-натуралистический взгляд рассматривает развитие как распространение системных представлений на новые категории объектов, разумеется, в том случае, если будет доказано, что эти объекты являются системами. Методологический взгляд предполагает, что развитие системного подхода может быть связано с изменением представлений об одном объекте (в данном случае – теории воспитания). Итог развития выражается в появлении новых мыслей о структуре системы (крайний случай – отрицание структурированности – дает право говорить о регрессе системного подхода) или о способах ее оптимизации. Первое ближе статической точке зрения, второе – динамической, о которых упоминалось в первом параграфе. При этом развитие может идти двумя путями: углубление системных воззрений в философии конкретной личности и распространение их в научном сообществе и общественном сознании, то есть в трансцендентальном субъекте. Первый путь лежит только во времени, второй путь охватывает время и пространство. Их единство составляет развитие системного подхода.
В настоящее время под развитием понимают процесс изменений, который обладает следующими критериями:
- необратимость;
- закономерность;
- направленность.
Критерий необратимости подразумевает, что объект не может вернуться к первоначальному состоянию: новое состояние может напоминать старое, но никогда не одинаково с ним. В теории диалектики Г. Ф. Гегеля это описывается законом отрицания отрицания. В роли противоположного явления выступает функционирование, то есть повторение одних и тех же этапов через равные (или приблизительно равные) промежутки времени. Закономерность означает, что развитие не носит случайного характера, и факторы, побуждающие объект к изменению, связаны с самим объектом. Например, изменение объекта вследствие природной катастрофы к развитию не относится. Критерий же направленности применительно к развитию можно употреблять только со значительными оговорками. Направленность обычно подразумевает две составляющие: наличие цели и наличие преемственности, то есть новое состояние объекта должно быть следствием старого. В отношении развития органического мира преемственность, безусловно, присутствует (каждый вид имел предка и унаследовал от него определенные черты), но данное развитие не имеет цели. Поэтому, на наш взгляд, корректнее будет применять для развития критерий преемственности.
Говоря о развитии, традиционно выделяют две формы и две линии данного процесса. Формы развития – эволюционная и революционная, линии развития – восходящая и нисходящая. В широком смысле эволюция ничем не отличается от развития, эти понятия являются тождественными. В узком смысле эволюция соотносится с развитием как частное с общим и представляет собой процесс постепенных количественных изменений, в отличие от революционной формы, при которой изменения имеют скачкообразный характер и связаны со структурой объекта. При восходящей линии развития наблюдается переход от простого к сложному, от менее организованного к более организованному, от менее функционально оправданного к более оправданному; при нисходящей линии складывается противоположная картина. Комплекс процессов, связанный с развитием по восходящей линии, именуется прогрессом, связанный с нисходящей линией – регрессом.
Когда мы принимаем развитие как данность, перед нами неизбежно встает вопрос: в какую сторону изменяется системный подход в теории воспитания и происходит ли это вообще? Сложности, с которыми при этом сталкивается любой специалист, нетрудно понять, если, например, поставлена задача проанализировать две работы одного автора, разделенные временем, и оценить хотя бы приблизительно, как трансформировались его взгляды, рассматриваемые с позиций системного подхода. Данную трудность можно преодолеть, вспомнив, что развитие есть движение от того, что было, к тому, что есть и что будет. Наша задача заключается в том, чтобы разобраться, что представляет собой системный подход в теории воспитания в настоящее время, каковы его существенные черты.
Возвращаясь к сказанному выше, отмечаем: во-первых, системный подход в теории воспитания способствовал появлению и утверждению некоторых специфических понятий, среди которых, по нашему мнению, важнейшими являются воспитательная система и система воспитания. Во-вторых, системный подход вообще и в теории воспитания в частности есть осуществляемое единство цели и средства. В-третьих, системный подход в теории воспитания включает в себя четыре уровня реализации: онтологический, гносеологический, методологический и праксеологический.
По поводу последнего свойства необходимо сразу сделать существенное замечание. Толковый словарь С. И. Ожегова называет уровнями ступени развития, то есть такие структурные единицы, между которыми существуют взаимные переходы . Из этого следует вывод: описание развития системного подхода есть не что иное, как описание его реализации на различных уровнях с учетом их взаимосвязи. Если это условие и не является достаточным, то оно, по нашему мнению, является необходимым.
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.