Развитие движений руки

Страница 5

Такие же испытания, проведенные в третьей группе детей, дали совершенно иные результаты.

При образовании 10 условных связей со зрительного анализатора на слово отмстить обобщающего действия этого слова не удается. При наличии 15 условных связей констатируется развитие обобщающего действия слова, но при этом скрытый период реакции ребенка равен 1 минуте 55 секундам, продолжительность реакции — 2 минутам 30 секундам; при образовании 20 условных связей на это же слово было отмечено лишь небольшое изменение: скрытый период реакции стал равен 1 минуте 50 секундам, а продолжительность реакции — 2 минутам 5 секундам.

Во всех случаях в третьей группе постоянно имел место переход на беспорядочное собирание всех разложенных перед ребенком предметов.

Так выясняется, что для развития обобщающего действия слова имеет значение не только число выработанных на него условных связей, но и характер этих связей. Оказывается, что особенно важно возможно более широкое включение двигательного анализатора. Чем больше двигательных реакции вырабатывается на слово, тем успешнее идет развитие обобщающей функции слова.

Крайне важен как в теоретическом, так и в практическом отношении тот факт, что описанный процесс имеет иногда и обратное развитие: слово, уже получившее значение «сигнала сигналов», при определенных условиях может его утратить.

Например, в наших экспериментах с детьми в возрасте 1 года 3 месяцев - 1 года 5 месяцев слово «книга» было сначала сделано названием, т.е. сигналом одного конкретного предмета, затем в действиях с рядом других книг (отличающихся по формату, цвету и т. д.) это же слово приобретало значение обобщающего сигнала. В контрольных испытаниях, когда перед детьми раскладывалось много разнообразных

предметов и им предлагалось взять книгу, они выбирали

как знакомые книги, так и новые для них. Затем на протяжении длительного времени (20 опытных дней) детям давали возможность держать в руках, разглядывать и перелистывать только одну первую книгу, которая при этом постоянно называлась: «Книга, книга». Другие книги лежали на виду у детей, но с ними дети не производили более никаких действий. Вскоре ориентировочная реакция на эти книги угасла и дети перестали реагировать на их вид. Когда через 20 дней были проведены вышеописанные контрольные опыты, то оказалось, что теперь дети выбирают лишь ту самую книгу, которая постоянно использовалась в экспериментах, и не дают реакции на другие книги, которые ранее обобщались одним словом; «книга» опять стала обозначать лишь один конкретный предмет.

Хочется подчеркнуть, что, как показывают эти наблюдения, обобщение предметов словом угасало с прекращением действий с предметом.

Следовательно, как только изменяются условия действия слова как раздражителя, так соответственно с этим изменяется структура систем условных связей, образованных на него. Как дальнейшее следствие этого процесса происходит изменение объема интеграции, свойственного этому слову. В только что описанных экспериментах выяснилось, что не только активное угашение выработанных на слово систем условных связей, но даже простое прекращение их тренировки приводит к сокращению числа функционирующих временных связей (спонтанному их угашению), а это обусловливает резкое снижение интегративных возможностей данного слова.

Ознакомившись с литературой по проблеме профилактики общего недоразвития речи методами физического воспитания и проведя диагностическое исследование, мы можем сказать, что при помощи физического воспитания мы можем устранить общее недоразвитие речи у детей 3-х летнего возраста.

Развитие речи является одной из задач воспитания дошкольников. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование психического развития ребенка и его социализации в обществе, а коррекцию и преодоление недостатков речевого развития можно провести методами и приемами физического воспитания.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другое по педагогике:

История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...

Роль авторитета учителя

Роль авторитета учителя в учебном процессе

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.listeducation.ru