Понимание человеком речи других людей — одно из
важнейших условий развития социальных отношений.
Понимание, прежде всего, означает, что данное слово имеет для обоих людей одно и то же сигнальное значение (смысловое содержание). Наблюдения над детьми очень ярко показывают, что значение слова как сигнала, а далее и как «сигнала сигналов» есть результат научения, и, как всякое научение, оно вырабатывается по условно-рефлекторному механизму.
Исследования, проводившиеся на протяжении ряда лет, а нашей лаборатории, показали, что действие слова как раздражителя находится в постоянном развитии и в этом процессе можно отметить ряд этапов.
Слово приобретает для ребенка значение условного раздражителя на 8-9-м месяце его жизни. В этот период происходит развитие адекватных реакций на сложные раздражители, в которых одним из компонентов является слово. Реакция пока осуществляется на весь комплекс входящих в этот сложный раздражитель стимулов; на положение тела ребенка (кинестетический компонент), обстановку, вид говорящего человека (зрительный компонент), голос и интонацию (звуковой компонент). Само но себе произносимое слово пока не имеет сигнального значения.
На 8-м месяце дети дают адекватные реакции на ряд таких раздражителей, составной частью которых являются фразы. В ответ на действие подобного комплексного раздражителя ребенок дает определенную двигательную реакцию.
Примерно на протяжении 2-2,5 месяцев постепенно происходит уменьшение числа компонентов раздражения, нужных для того, чтобы получить адекватную реакцию ребенка,
В начале второго года жизни слово постепенно приобретает значение самостоятельного условного раздражителя и замещает весь комплекс: раздражений, с которым оно связано, Однако на этом этапе развития слово еще, но стало «сигналом сигналов», т, е. не приобрело обобщающего значения. Для раскрытия потенциальных возможностей слова как сигнала нужны, по-видимому, какие-то особые условия.
Дальнейшие наблюдения позволили сделать предположение, что одним из наиболее важных условий превращения слова в «многообъемлющий» сигнал
является выработка на него большого числа условных связей. Для экспериментальной проверки этого предположения мы провели специальное исследование.
В условиях дома ребенка, где речевое общение детей со взрослыми легко контролировать, были взяты две группы детей в возрасте 1 года 2 месяцев - 1 года 3 месяцев.
В первой группе на слово «кукла» были выработаны три условные двигательные реакции при большом числе подкреплений (до 500) каждой из них — ежедневно 5 раз повторялись три стереотипных действия с этой куклой по словесным сигналам: «Вот кукла!». Ребенок смотрел па нее, затем кукла давалась ему: «
Возьми
куклу!». Через 30 секунд - 1 минуту экспериментатор брал куклу у ребенка: «Дай куклу!»
Во второй группе на то же слово «кукла» были образованы 30 условных двигательных реакций, причем каждая условная связь имела не более 50 подкреплений. В занятиях с детьми этой группы применялась также одна кукла, но с ней проделывалось большое количество действий: «Посмотри, вот кукла к «Возьми куклу», «Положи куклу», «Ищи куклу» и т. д. - всего 30 различных двигательных реакций. Сначала были выработаны пять условных реакций; когда они достаточно закреплялись, было введено пять новых реакций, после упрочения, которых было введено еще пять новых и т. д.
По ходу работы в обеих группах периодически проводились контрольные испытания. Они заключались в том, что перед ребенком раскладывали различные игрушки, среди них было несколько кукол, в том числе та, которая всегда использовалась в опыте, и несколько новых, незнакомых ребенку и значительно отличающихся от первой. Экспериментатор говорил: «Возьми куклу», и после того как ребенок брал куклу, словесный приказ повторялся.
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.