Все дети первой группы выполняли требуемое действие только по отношению к той конкретной кукле, с которой обычно имели дело в опытах, Часто дети брали какую-нибудь другую игрушку и начинали ее рассматривать. Следовательно, мы не имеем оснований считать, что в этой группе детей слово «кукла» стало интегрирующим сигналом. По сути дела, оно осталось названием одного конкретного предмета. Здесь еще не удается констатировать развития отвлечения и обобщения.
Во второй группе после выработки десяти условных двигательных рефлексов на слово «кукла» удалось получить обобщение этим словом нескольких предметов: когда экспериментатор давал команду взять куклу, дети выбирали из лежащих перед ними игрушек сначала знакомую куклу, а затем и другие, новые для них куклы. Важно отметить, что по мере развитая обобщающего действия слова «кукла» скрытый период реакции и ее длительность резко сокращались.
На основании этих данных можно сказать, что для того чтобы слово — название конкретного предмета превратилось в слово — интегрирующий сигнал, необходимо образование на него большого числа последовательно развивающихся условных связей,
Выяснение роли формирования множественных условных связей на слово для превращения его в «сигнал сигналов» поставило перед нами далее вопрос о том, какое значение в этом процессе имеет характер образуемых на данное слово нервных связей. Равноценны ли условные связи, вырабатываемые с любого анализатора, или какой-то анализатор имеет преимущественное значение?
Для решения этого вопроса были проведены следующие наблюдения на детях 1 года 6 месяцев - 1 года 8 месяцев в условиях дома ребенка.
У одной группы детей на слово «книга» была выработана всего одна условная двигательная реакция. В этой группе было ограничено участие как зрительного, гак и двигательного анализаторов — ребенку показывалась всегда в одном и том же месте одна и та же книга.
У другой группы детей на слово «книга»- было выработано 20 условных двигательных реакций. В опытах также использовалась одна и та же книга, т. е. зрительное раздражение всегда
было одним и тем же, но участие двигательного анализатора при этом было широкое; слово «книга»- у этих детей связывалось с двадцатью различными двигательными реакциями: «Возьми книгу», «Дай книгу», «Открой книгу», «Закрой книгу» и т. д.
У детей третьей группы на слово «книга» была выработана одна двигательная реакция, но применялось 20 книг различного формата и цвета. Участие двигательного анализатора в развитии условных связей здесь было ограничено - вырабатывалась одна двигательная реакция. Но она осуществлялась на 20 различных по виду книгах, т. е. зрительный анализатор был включен широко.
Во всех сериях наблюдений проводились контрольные испытания после выработки каждых пяти новых условных реакций. Вначале был применен уже описанный выше прием: ребенку предлагалось взять книгу из большего числа других предметов. Среди игрушек клалась не только та книга, с которой ребенок постоянно имел дело, но и четыре новых, отличных по размеру и цвету обложек.
В первой группе, как и можно было ожидать, слово «книга» не получило обобщающего значения, оно осталось связанным лишь с той книгой, которая использовалась в опытах. Во второй группе при наличии пяти условных связей, выработанных на слово «книга», обобщающею действия еще не наблюдается. Испытание, проведенное после образования 10 условных реакций на слово, обнаружило появление интегрирующих свойств. Скрытый период реакции выбора книги в контрольном испытании при этом был равен 1 минуте 35 секундам, длительность реакции достигала 1 минуты 15 секунд. Часто отмечалось, что реакция, начинаясь дифференцированным действием, переходила в беспорядочное собирание всех игрушек. При увеличении числа условных связей до 15 скрытый период реакции в испытании сократился до 15 секунд, а продолжительность реакции до 1 минуты. Реакция носила уже стойко дифференцированный характер. При 20 условных связях на данное слово скрытый период уменьшился до 5 секунд, а продолжительность реакции — до 50 секунд.
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.