Представляет определенный интерес проанализировать согласованность и взаимную корреляцию оценок отдельных пар экспертов. Для этого вычислим коэффициенты ранговой корреляции Спирмена, определяемые следующим образом:
,
отсюда
Проанализируем для первых двух мнений экспертов. Первый эксперт проанализировал компоненты учебной деятельности в порядке возрастания их значимости следующим образом:
Соответственно, в порядке возрастания рангов можно записать:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Этим рангам соответствуют ранги 2-го эксперта:
1 2 3 4 5 8 6 7 9 10
Тогда для пары первый-второй эксперт .
По таблицам распределения Стьюдента для n = 10. и верхнее критическое значение коэффициента Спирмена, равное 0,745. Так как найденное значение меньше критического, то «нуль-гипотеза» (Н0) отклоняется, и значит мнения первого и второго экспертов коррелированны.
Вообще говоря, можно было бы сделать вывод о корреляции мнений и по другому методу.
Дело в том, что если больше нуля, то корреляция положительная, а если меньше нуля – она отрицательная.
Для корреляции мнений 1-го и 3-го экспертов , , то есть мнения 1-го и 3-го экспертов коррелированны.
Для 1-го и 4-го экспертов , , то есть мнения 1-го и 4-го экспертов коррелированны.
Для 1-го и 5-го экспертов , , то есть мнения 1-го и 5-го экспертов коррелированны.
Помимо коэффициента ранговой корреляции Спирмена при статистической обработке результатов исследований пользуются коэффициентом ранговой корреляции Кендалла.
В соответствии с этим методом определения корреляции рассмотрим упорядоченные по Y ранги: 1, 2, 3, …, n и соответствующие им ранги X: q1, q2, q3, …, qn.
Коэффициент ранговой корреляции Кендалла вычисляется по формуле:
или по эквивалентной формуле:
,
где называется статистикой Кендалла, - сумма инверсий для рангов X.
.
Если , то корреляция положительная, а если - отрицательная.
Анализ корреляции мнений экспертов позволяет получить:
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.