Профессиональная деятельность учителя включает следующие компоненты, которые им реализуются в разной степени, что и определяет уровень и качество его работы:
1) исследовательский (умение находить, ставить и разрешать проблемные ситуации, формулировать цели и задачи, определять предмет и объект исследования, выбор методов исследования, их использования, делать выводы из результатов исследования);
2) информационный (умение воспринимать информацию, собирать и анализировать ее, систематизировать, конструировать, обобщать, визуализировать, вербализировать, трансформировать и транслировать информацию);
3) интеллектуальный (умение систематизировать, анализировать и обобщать учебный материал и результаты учебной деятельности, синтезировать, сравнивать, выделять главное и определяющее в учебном процессе);
4) прогностический (умение прогнозировать ход учебного процесса и его результат, осуществлять целеполагание с формулировкой целей, задач. гипотезы, умение выяснять условие реализации прогноза, осуществлять поиск резервов с учетом аудитории, закономерностей, проводить верификацию прогноза с учетом результатов практики и обратной связи);
5) креативный (умение осуществлять типизацию, включать воображение, умение ставить акценты и осуществлять модернизацию элементов учебного процесса);
6) аксиологический (умение выбирать объекты, формы и методы контроля, отбор значимых параметров учебного процесса, обладание способностью к самоорганизации);
7) диагностический (умение проводить диагностирование, выбирать оптимальные методы диагностирования, обрабатывать на основе современных математических методов результаты учебной деятельности);
8) коммуникативный (умение устанавливать контакты с аудиторией и коллективом, строить и реализовывать стратегию взаимодействия с обменом информацией);
9) проектировочный (умение осуществлять процедуру целеполагания, планировать и конструировать учебный процесс на основе его математического моделирования с учетом реальных условий его реализации);
10) управленческий (учение организовывать коллектив учащихся на выполнение поставленных целей, умение прогнозировать, проектировать, информировать, контролировать, отслеживать результаты деятельности и своевременно их корректировать, умение реализовывать мотивации).
Представлялось небезынтересным выявить наиболее важные с точки зрения ряда учителей (экспертов) компоненты их профессиональной деятельности, оценить степень согласованности их мнений (степень конкордации мнений).
Для этого была составлена матрица рангов для оценки значимости каждого из десяти указанных выше компонент профессиональной деятельности учителя и проведены необходимые математические операции с экспертными оценками значимости каждой из компонент.
Их результаты сведены в таблицу:
Факторы |
X1 |
X2 |
X3 |
X4 |
X5 |
X6 |
X7 |
X8 |
X9 |
X10 |
Сумма рангов |
7 |
8 |
20 |
48 |
35 |
25 |
16 |
32 |
47 |
37 |
Квадраты отклонений |
110,25 |
420,25 |
56,25 |
420,25 |
56,25 |
6,25 |
132,25 |
20,25 |
380,25 |
90,25 |
Место факторов |
1 |
2 |
4 |
10 |
7 |
5 |
3 |
6 |
9 |
8 |
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.