Сикорский указывал, что задачи, преследуемые ребенком в играх и забавах, имеют важное воспитательное значение и включают в себя все свойства учения и весь смысл умственного труда. Детские игры – это школа мышления, а творчество и фантазия, проявляющиеся в них, не что иное, как фазы эволюции мыслительного процесса. Ученый призывал содействовать ребенку в играх, что может чрезвычайно облегчить трудности умственного развития.
Кроме обучения мышлению ребенок с помощью игр приобретает первые важные конкретные знания: изучение движений и предметов, величин и расстояний, силы и координации собственных движений (беганье, прыганье, передвижение различных предметов и т.п.); изучение физических свойств предметов (дети любуются стеклянными, прозрачными предметами), делимости и т.п., причинной связи или последовательности явлений и т.п.
Особое место Сикорский отводил интеллектуальным играм, посредством которых неустойчивые общие представления превращаются в индивидуальные и конкретные. Такие упражнения важны для умственного развития и заключаются в следующих частных задачах: на ощупь узнать предмет (ключ, часы, карандаш, ложку, стакан и пр.); по голосу узнать, кто говорит; по виду, не дотрагиваясь, определить длину предмета; по запаху отличить (распознать) яблоко, апельсин или другой знакомый предмет; определить предмет по вкусу (сладкое, соленое, кислое, горькое и пр.).
Если игра правильно организована, она, по мнению Сикорского, представляет большой интерес для ребенка, дает толчок процессам вспоминания и воспроизведения целого потока мыслей и образов. Интеллектуальные чувства служат превосходной школой для предстоящего обучения чтению и письму.
Сикорский предложил ассортимент предметов, необходимых для игровой деятельности детей, и раскрыл их психологическое воздействие. Он подчеркивал необходимость обогащения окружающей среды, своеобразного ее изменения, обогащения детей впечатлениями, что очень важно для развивающегося организма. Большое значение для развития слухового восприятия и эстетического чувства И.А. Сикорский отводил пению, приятной, мелодичной, ласковой речи и обучению ребенка пению. Он указывал на необходимость использования в играх пения и упражнений в звукоподражании.
Рекомендации по организации игровой деятельности детей, данные ученым, согласуются с современными руководствами по организации игры дошкольников (Е.В. Зворыгина, О.И. Ивакина, Н.Ф. Комарова и др.).
Игры могут утомлять ребенка. Последствием утомления бывают приостановка забавы и переход к другой, сон или слезы. Утомление выражается изменчивостью в целях, которые преследует ребенок, рассеянностью и поверхностным переходом от одного предмета к другому, ухудшением качества двигательной координации. Резкая перемена в характере движений зависит от утомления высших центров нервной деятельности, в которых происходит сочетание впечатлений (зрительных, мышечных и пр.) и превращение их в сознательно-волевой толчок. Именно так Сикорский объясняет внезапный перерыв в сложной координации, мгновенное исчезновение тонких движений и замену их грубыми, размашистыми.
По убеждению Сикорского, в играх ребенка проявляется степень его интеллигентности. Интеллигентные дети малораздражительны, мало плачут, имеют хороший сон, проявляют большое разнообразие в играх, их занятия отличаются тщательностью операций, постоянным прогрессом и новизной. У раздражительных детей в играх можно заметить повторяемость, однообразие, отсутствие творческой фантазии; педагогическое влияние на указанных детей зачастую недостаточно успешно. Довольно рано в их играх обнаруживается такая особенность, как привычность, шаблонность, занятие теряет для ребенка инструктивный характер и становится пустой забавой для времяпрепровождения.
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.