Иван Алексеевич Сикорский – выдающийся русский психиатр, психолог и педагог, чьи труды среди исследований дошкольного детства были наиболее значительными, но до сего дня остаются малоизученными.
Исследование В. Прейера побудило И.А. Сикорского провести наблюдение над развитием собственных детей, а также детей, находящихся в Петербургском воспитательном доме. Проводя наблюдения над естественным ходом нервно-психического развития детей, Иван Алексеевич большое внимание уделял условиям, содействующим этому развитию и задерживающим его, стремился определить роль внешних и внутренних стимулов развития в различные периоды жизни ребенка. Среди условий умственного развития Сикорский указал на исключительно важную роль игры. «За исключением сна и времени, потраченного на неприятные чувства, все остальное время здоровый ребенок обыкновенно употребляет на умственную работу, которая у него состоит из наблюдений, игр и забав». «Главнейшим пособием или орудием умственного развития в раннем детстве служит неутомимая умственная деятельность, которую обыкновенно называют играми и забавами. С обучением ребенка речи к ним добавляется новое средство развития – беседа со взрослыми».
Свои взгляды на теорию игры и психолого-педагогические условия ее развития у детей И.А. Сикорский раскрыл в работах «Воспитание в возрасте первого детства»(1884), «Душа ребенка с кратким описанием души животных и души взрослого человека» (1911). Он подразделял детские игры на три группы, рассматривая в качестве основания для классификации развивающее воздействие на те или иные психические составляющие, и дал психологическое обоснование воздействия игр и забав.
Первая – инстинктивно придуманные ребенком занятия и упражнения, способствующие закреплению в уме ясных образов или следов получаемого представления.
Вторая – игры и забавы для развития и укрепления чувства самосознания.
Третья – игры и забавы для упражнения процесса воспроизведения (репродукция впечатлений).
«Игры представляют собой исключительно умственную интеллектуальную деятельность. В них отмечается полное отсутствие эмоционального начала». В этом Сикорский видел их первую и главную особенность. Данное утверждение ученого является недостаточно обоснованным, поскольку у детей, особенно в дошкольном возрасте, в процессе игры наряду с интеллектуальной деятельностью обязательно присутствует эмоциональный отклик, интерес. Вторую особенность детских игр составляет их беспрерывная смена, которая тем резче, чем младше ребенок.
Первая группа игр. В самом раннем детстве преобладает пассивное восприятие внешних впечатлений, действия ребенка носят характер импульсивных и инстинктивных актов. Но с появлением сознания и воли изменяется и усложняется объективное восприятие ребенком окружающих предметов, его взаимодействие с окружающим миром.
С развитием ребенка круг объектов игры все более расширяется. Вместе с тем развивающееся мышление приводит в действие различные двигательные аппараты (движение глаз, головы, рук, перемещение) в пространстве для отыскивания новых предметов и для овладения в реальности теми объектами, смутный образ которых уже живет в мыслительных центрах ребенка. Потребность ознакомления со свойствами предметов внешнего мира, с их видом, формой, весом, сопротивлением, гибкостью и другими качествами предполагает необходимость огромного количества моделей и бесконечно частого их использования. Отсюда, по мнению Сикорского, большое разнообразие в предметах, служащих для игры, и в способах забавы: они разнообразны, как разнообразна человеческая мысль.
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.