Роль игры в психическом развитии детей дошкольного возраста

Страница 1

Проблема игры как основного вида деятельности – одна из самых сложных и неоднозначно оцениваемых в психологии и педагогике.

Существуют различные концепции, которые пытаются раскрыть природу, движущие силы, возможности, особенности детской игры. Начало разработки теории игры связывают с именами таких мыслителей XIX в., как Ф.Шиллер, Г.Спенсер, В.Вундт. Излагая свои взгляды, они касались игры только попутно, как одного из самых распространённых явлений жизни, связывая ее с происхождением и возникновением искусства. Спенсер и Шиллер рассматривали её с позиций эстетического наслаждения. Ближе всего к пониманию возникновения игры подошёл Вундт. Однако и он был склонен считать её источником наслаждения.

В эмпирической психологии при изучении игры, как при анализе других видов деятельности и сознания в целом, господствовал функционально-аналитический подход. При этом игра рассматривалась как проявление уже созревшей психической способности. Одни исследователи (К.Д. Ушинский, Дж. Селли, К. Бюллер, В. Штерн) рассматривали её как проявление воображения или фантазии, приводимых в движение разнообразными аффективными тенденциями. Другие исследователи (И.А. Сикорский, Дж. Дьюи) связывали игру с развитием мышления.

П.Ф. Лесгафт, И.А. Сикорский и др. подчеркивали необходимость соблюдения правил соотношения психического и физического развития, отмечали вредные последствия раннего и быстрого развития умственных способностей при слабом физическом развитии. В связи с этим игра рассматривалась ими как важный фактор развития детей в дошкольном возрасте.

В дореволюционной русской психологии игра как вид деятельности подвергалась серьезному анализу с точки зрения ее роли и значения в детском развитии. Наряду с обсуждением теоретических основ игровой деятельности проводилась классификация детских игр, их типизация с точки зрения функционального значения, разрабатывались рекомендации по руководству, рассматривался вопрос о роли игрушек в жизни ребенка, формулировались педагогические и гигиенические требования к игрушке. Большое значение имели работы П.Ф. Каптерева, И.А. Сикорского, К.В. Ельницкого, К.Д. Ушинского, Е.А. Покровского, А.С. Вирениуса.

Наиболее значительные суждения об игре принадлежат Ушинскому и Сикорскому. К.Д. Ушинский подчеркивал ее значение для общего развития души, для развития личности и ее моральной стороны. И.А. Сикорский отмечал роль игры в умственном развитии и умственном воспитании.

Константин Дмитриевич Ушинский – известный российский педагог. По традиции своего времени он рассматривал игру в связи с работой воображения, хотя и считал ошибочными взгляды на детское воображение как на сильное, богатое и могучее. Ушинский отмечал особенность детской игры, которая впоследствии стала основой использования как проективной методики. «Дитя в своих играх обнаруживает без притворства всю свою душевную жизнь». Высоко оценивая ее значение для развития, он отмечал, что «в игре дитя живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не мог еще войти по сложности ее явлений и интересов. В действительной жизни дитя – существо, не имеющее еще никакой самостоятельности, слепо и беззаботно увлекаемое течением жизни; в игре же дитя – уже зреющий человек, он пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями». Ушинский указывал на большое значение игры в развитии и воспитании ребенка, не разрабатывая собственно теорию игры.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другое по педагогике:

История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...

Роль авторитета учителя

Роль авторитета учителя в учебном процессе

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.listeducation.ru