во-первых, принуждение необходимо осуществлять на основе убеждения воинов в правомерности его применения, при осознании им своей вины;
во-вторых, индивидуально подходить к выбору средств принуждения;
в-третьих, воины должны знать о неотвратимости реакции командира на каждый случай нарушения ими норм поведения;
в-четвертых, своевременность применения мер принуждения, но избегать поспешности и необоснованности;
в-пятых, недопустимо проявлять грубость и унижение личного достоинства подчинённого при применении принуждения;
в шестых, создавать и учитывать мнение коллектива относительно проступка сослуживца.
Наиболее действенными, результативными формами индивидуально-воспитательной работы являются:
– индивидуальные беседы с каждым воином;
– индивидуальные задания и поручения;
– индивидуальная помощь;
– индивидуальный контроль за действиями и поведением подчиненных;
– индивидуальные требования, персональная оценка деятельности и поведения.
Индивидуальная беседа – не только метод изучения личных качеств воина, но и эффективный способ воздействия на его сознание. Она проводится чаще всего в том случае, когда воину нужно что-то разъяснить, поощрить его за первые успехи, воодушевить на решение сложной задачи, предостеречь от ошибок и заблуждений, выяснить причины и мотивы его поступков.
Готовясь к беседе, офицеру желательно определить цель беседы, тщательно продумать, как ее вести, что и как говорить, какие и как ставить вопросы подчиненному, какими рассуждениями и фактами будет его убеждать. В зависимости от степени знания подчиненного, командир может и должен предвидеть, как сложится беседа, как будет вести себя подчиненный, какого результата можно добиться этой беседой.
Начиная индивидуальную беседу, рекомендуется создать непринужденную товарищескую, но и в то же время деловую обстановку, располагающую подчиненного к доверию и откровенности. Если есть время и возможность, то желательно предложить подчиненному сесть, поинтересоваться его здоровьем, самочувствием. Опытный командир обычно начинает беседу с вопроса о семье, близких и родных, стараясь опереться в психике и сознании человека на то, что близко и дорого ему. Так возникает непринужденность, откровенность и доверие подчиненного к офицеру.
Этого не будет, если беседа начинается с упреков, обвинений, окриков, угроз. Такое ее начало неизбежно вызовет душевную замкнутость солдата, сержанта, и все то, что будет офицер говорить ему дальше, он воспримет негативно.
Вести беседу рекомендуется спокойно, доброжелательно, но в то же время необходимо называть вещи своими именами и давать принципиальную оценку фактам и поступкам. В любой беседе, естественно учитывая индивидуальные особенности подчиненного, командир должен стремиться убедить подчиненного, помочь ему уяснить личную ответственность за выполнение воинского долга, свое место в коллективе, заставить правильно оценить те или иные действия, выбрать правильную линию поведения. Искреннее желание командира помочь, внимательное отношение к просьбам, запросам, нуждам подчиненного оказывает положительное влияние на воспитуемого, даже на самого недисциплинированного.
В более внимательном отношении нуждаются в первую очередь военнослужащие, которые воспитывались в неблагополучных семьях или потеряли в детстве родителей, испытали отрицательное влияние различных групп товарищей, легко поддаются отрицательному влиянию других, пользуются среди товарищей ложным авторитетом и т. д.
Приглашение на беседу. Ни в коем случае не вызывать к себе человека на беседу через третьих лиц. Приглашение необходимо сделать лично, желательно с глазу на глаз. Лучше сначала встретиться как бы невзначай, обратиться с какой-либо несложной просьбой или поручением, выполнение которого даст повод для встречи.
Место беседы. Можно провести разговор в служебном кабинете, но предпочтительнее не в столь "формальном" месте. Главное – отсутствие посторонних. Никто не должен прерывать разговора, сколько бы он не длился.
Время беседы. Желательно назначить беседу не в служебное время, когда каждый занят своими делами. Можно даже перед самым отбоем, не боясь продолжить беседу и после того, как личный состав отойдет ко сну. Ночной разговор становится доверительным. И еще один аргумент в пользу "вечернего" разговора: это время, когда негативные переживания усиливаются, обостряется чувство одиночества. Это время максимального количества самоубийств.
Поведение во время беседы. В ходе беседы старайтесь не делать никаких записей или ограничивайтесь краткими пометками. Не посматривайте на часы и тем более не выполняйте каких-либо попутных дел. Будьте предельно внимательным, предельно заинтересованным собеседником. Покажите, что важнее этой беседы для вас сейчас ничего нет.
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.