Формы и методы воспитательной работы с военнослужащими рядового и сержантского состава, поступившими на военную службу по контракту

Новое об образовании » Особенности индивидуально-воспитательной работы с военнослужащими контрактной службы в подразделении » Формы и методы воспитательной работы с военнослужащими рядового и сержантского состава, поступившими на военную службу по контракту

Страница 1

Важной стороной организации индивидуально-воспитательной работы является выбор и применение соответствующих целям, конкретной ситуации, индивидуальным особенностям воинов, форм и методов воздействия. Это одно из главных требований принципа индивидуально-воспитательной работы.

Осуществление индивидуальной воспитательной работы связано с реализацией определенных методов воспитания – совокупности способов, приемов и средств достижения целей воспитательной деятельности. Выбор воспитателем тех или иных методов индивидуальной воспитательной работы зависит от служебного и педагогического опыта офицера, индивидуально-психологических особенностей воина, обстановки и условий их реализации. При определении методов индивидуальной воспитательной работы следует иметь в виду, что ни один из них не является универсальным и не может решить всех воспитательных задач одновременно и с высоким качеством. Следовательно, воспитатель должен уметь владеть всей системой методов индивидуальной воспитательной работы, применять их комплексно в своей воспитательной деятельности.

В современной военно-педагогической теории и практике разработана и применяется следующая система методов воспитательной работы:

• убеждение;

• упражнение;

• поощрение;

• пример;

• соревнование;

• критика;

• принуждение.

Рассмотрим сущность и основное содержание перечисленных методов, а также условия их успешной реализации в воспитательной работе командиров.

Метод убеждения является основным методом воспитания воинов. Суть данного метода заключается в активном воздействии воспитателя словом и делом на сознание, чувства и волю подчинённых с целью оказания им помощи в понимании, выполнении требований, которые предъявляет общество, руководство Вооруженных Сил, части, подразделения к военнослужащим, как защитникам Отечества. Применяя метод убеждения в процессе индивидуальной воспитательной работы и разъясняя нормы поведения, командиры обращаются, прежде всего, к сознанию, интеллекту, чувствам и воле воинам, последовательно и постепенно добиваются добровольного и осознанного принятия ими социальных и военно-профессиональных требований, превращая их в мотивы учебной и служебной деятельности.

Убеждение словом (рациональное воздействие) предусматривает влияние на сознание подчинённого с помощью речи. Для этого используются разъяснение, доказательство, опровержение, подтверждение и т.п. Средствами убеждения в данном случае являются факты, примеры, логические доводы. Очевидно, что командир должен хорошо владеть устной речью, знать и соблюдать законы формальной логики, обладать педагогическим тактом, терпением, выдержкой.

Переубеждение зависит от умения офицера использовать разнообразные приемы привлечения внимания. К ним относятся: варьирование громкостью голоса и тоном речи; периодические обращения и вопросы; соответствующие жесты и движения, умело выдержанная пауза и др. Беседа, во время которой офицер старается переубедить подчиненного, имеет цель отвлечь его от отрицательных мотивов деятельности и сформировать полезные качества. Если воин склонен к неорганизованности, трусости, то офицер может использовать так называемое субординационное воздействие: беседу ведет чаще всего в повелительном тоне, заставляя подчиненного быть к ней особо внимательным. Если же воин невнимателен, то на него оказывается более сильное воздействие путем создания эмоционального напряжения, возбуждения самых ярких воспоминаний. В случае эгоистических устремлений солдата, офицер убеждает его думать чаще о коллективе, о друзьях, советует ему заняться самоанализом каждого поступка, чаще действовать в интересах коллектива;

И так, для переубеждения воина офицеру необходимо:

проявлять доброжелательность и повышенное терпение;

последовательно и неопровержимо доказывать истину;

быть искренним и внимательным;

оказывать психологическую поддержку;

вырабатывать самостоятельность и критичность мышления;

отвлекать воина от эгоистических устремлений;

создавать эмоциональное тормозящее напряжение; формировать положительные стимулы и установки.

При убеждении делом воспитатель использует наглядную демонстрацию своих требований и результатов их выполнения. Основными путями реализации убеждения делом выступают убеждение на личном примере воспитателя, убеждение на личном опыте воспитуемого, убеждение на практике других лиц. Средствами убеждения делом являются конкретные поступки и действия воспитателя, воспитуемого и других людей, а также события, происходящие в воинском коллективе и за его пределами.

Воспитательная практика свидетельствует, что основными условиями успешной реализации метода убеждения в индивидуальной воспитательной работе являются:

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другое по педагогике:

История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...

Роль авторитета учителя

Роль авторитета учителя в учебном процессе

Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.listeducation.ru