а) личная убежденность командира в истинности и справедливости предъявляемых им требований;
б) правомерность и обоснованность выдвигаемых требований;
в) ясность, доходчивость и наглядность в процессе убеждения;
г) единство слова и дела командира;
д) строго индивидуальный подход к выбору средств убеждения;
е) высокий служебный и личностный авторитет воспитателя.
Установлено, что воспитатель, постоянно преследующий воспитуемого специальными беседам, почти всегда вызывает некоторое противодействие. Это противодействие может выражаться не столь красноречиво, чтобы не сойти за неповиновение, но, тем не менее, срок выполнения задания удлиняется, а качество ухудшается. Поэтому воспитательная работа не должна ограничиваться лишь убеждением или личным примером, а вестись широким фронтом с привлечением различных средств эмоционально-волевого воздействия на личность воина. В зависимости от индивидуальных особенностей подчиненного офицер применяет волевое воздействие (специальные задания и поручения, упражнения и контроль, критику и принуждение).
Метод упражнения. Воспитательная работа офицера сопровождается продуманной системой индивидуальных упражнений. Офицер внимательно наблюдает за воином, когда он выполняет распорядок дня, приказания командиров, занимается строевой подготовкой, преодолевает трудности армейской действительности и тут же определяет ему программу индивидуальных упражнений для выработки требуемых качеств и привычек поведения. Эта программа предусматривает постепенное наращивание трудностей и систематический контроль. Если со стороны офицера упражнения будут упрощаться или проводиться формально, то воин не выработает у себя ни исполнительности, ни аккуратности, ни дисциплинированности. Каждое качество после нескольких упражнений должно оцениваться. Если оценка низкая, то упражнение повторяется. Если высокая, то упражнение усложняется, но только лишь после заслуженного поощрения. Его реализация предполагает такую организацию повседневной жизнедеятельности подчинённых, которая позволяет им накапливать опыт правильного поведения, формировать военно-профессиональные личностные качества и стиль деятельности. При этом условиями достижения результативности метода упражнения являются:
соблюдение уставного внутреннего порядка в подразделении, точное выполнение распорядка дня, что формирует у воинов дисциплинированность, исполнительность, ответственность;
добросовестное выполнение учебных и служебных обязанностей, позволяющее формировать привычки точного и полного выполнения своих функциональных обязанностей;
высокая требовательность со стороны командиров к подчинённым в сочетании с повседневной заботой о них.
Метод поощрения. Его суть заключается в использовании средств морального и материального стимулирования воинов с целью побуждения их к формированию и развитию своих личностных качеств и привычек поведения. Метод поощрения выполняет оценочную и стимулирующую функции. В нем выражается общественное признание и одобрение успехов. Ведущими средствами реализации метода поощрения выступают:
- виды морального и материального поощрения, предусмотренные Дисциплинарным Уставом ВС РФ;
- поощрительные жесты, мимика воспитателя, его оценочные суждения по поводу действий воинов;
- поощрительные обращения воспитателя к воспитуемому;
- выделение конкретных поступков или действий как примерных образцов.
Для достижения эффективности метода поощрения командиру необходимо соблюдать следующие условия:
а) обоснованность и справедливость поощрения.
Незаслуженные поощрения негативно влияют как на поведение воина, к которому применяются меры поощрения, так и на морально-психологический климат коллектива, в котором обучается поощряемый;
б) поощрение должно применять за высокие результаты, достигнутые воспитуемым в основных видах деятельности - учебе, службе, общественной работе, спорте;
в) оперативность поощрения;
г) разнообразность поощрений, последовательное наращивание мер поощрения по мере роста успехов подчиненного;
д) гласность, открытость, торжественность ритуала поощрения.
Исключительно важным в индивидуальной воспитательной работе командира является метод примера, который предполагает целенаправленное и систематическое воздействие на воинов силой положительного примера в целях формирования у них образца для подражания.
При реализации данного метода командирам следует использовать следующие средства:
а) примеры из жизни выдающихся отечественных и зарубежных государственных, общественных, военных деятелей;
б) примеры подвигов национальных героев;
в) примеры из истории отечественных и мировых войн;
г) героические примеры участия военнослужащих в локальных войнах и конфликтах;
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.