Такой подбор деревьев и кустарников обеспечивает формирование у детей представлений о разнообразии растений, развивает эстетические чувства. Главная особенность этих условий – привнесение объектов живой природы в предметное окружение ребенка, в пространство его жизнедеятельности.
Специфическими чертами методики экологического образования являются: непосредственный контакт ребенка с объектами природы, «живое» общение с природой, животными, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения. Опосредованное познание природы (через книги, слайды, сказки, картины, беседы и т.д.) имеет второстепенное значение: его задача – расширить и дополнить те впечатления, которые ребенок получает от непосредственного контакта с объектами природы. Становится ясной та роль, которая отводится в экологическом образовании созданию зоны природы: рядом с ребенком должны быть сами объекты природы, проживающие в нормальных (с экологической точки зрения) условиях, которые должны в полной мере соответствовать потребностям и эволюционно сложившимся приспособленности живых организмов, что наглядно демонстрируется особенностями их строения и функционирования.
Экологическая среда – это, прежде всего конкретные отдельно взятые животные и растения, которые надолго поселились в учреждении и находятся под опекой коллектива взрослых и детей.
В образовательном учреждении могут находиться любые животные и растения, если они:
- безопасны для жизни и здоровья детей и взрослых (недопустимы ядовитые и колючие растения, агрессивные и непредсказуемые в своем поведении животные);
- неприхотливы, т.е. не требуют специального содержания и ухода: в детском учреждении главное внимание уделяется ребенку, растения и животные выступают тут как средство воспитания и предметная среда его жизни, поэтому за растениями и животными не должен отнимать у учителя много времени, сил и внимания.
Четкое соблюдение подхода к оборудованию и оснащению зоны природы позволяет детям увидеть:
- неразрывную и самую общую связь живого организма с внешней средой;
- морфофункциональную приспособленность к определенным элементам среды обитания;
- появление нового организма, его рост, развитие и условия, обеспечивающие эти процессы;
- специфику живого организма (растительного, животного) его отличие от предметов;
- многообразие живых организмов и разные способы их взаимодействия со средой.
Таким образом, растения выполняют важную средообразующую функцию в экологии человека – улучшают гигиенические и эстетические параметры его предметной среды в помещении.
Учебно-опытный участок – одно из необходимых условий наглядного и действенного общения учащихся с природой. Во время экскурсий или уроков дети могут подходить к животным и растениям, рассматривать их, вести за ними длительные наблюдения. У детей расширяются конкретные знания о природе, развиваются наблюдательность, интерес к ней, во время труда формируются навыки и такие ценные качества, как трудолюбие, бережное отношение к живому, ответственность за порученное дело.
Работая в цветнике, на огороде, в саду, дети приучаются коллективно трудиться, приобретают некоторые трудовые навыки, у них воспитываются любовь и уважение к труду, ответственность за порученное дело. На учебно-опытном участке детей знакомят с сезонными явлениями в природе, организуют длительные наблюдения за ростом растений и повадками животных. Все это значительно расширяет кругозор детей, обогащает их знаниями об окружающем мире, воспитывает у них бережное отношение к природе и умение видеть в ней красивое.
История развития системы дополнительного образования детей в СССР
Десятилетие после Октября 1917 г. иногда называют "педагогическим ренессансом". Этот период, действительно, отличается разнообразием педагогических поисков и экспериментов, но вместе с тем он характеризуется, прежде всего, нарушением сложившегося баланса между государственным и частным об ...
Учитель и ученик … две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и вне его непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.